В чём состоит новизна комедии Гоголя "Ревизор"?
Есть начало: Новизна комедии Н.В.Гоголя состоит в том, что в ней необычная композиция, отсутствует внешний конфликт и впервые в русской драматургии появляется немая сцена.
1 часть- Тезис: Композиция: нет экспозиции, комедия начинается с завязки, а перед началом- "Замечания". Аргумент: нет экспозиции, комедия начинается с завязки, а перед началом- "Замечания". Цитата: Цитата из "Замечания" про любого героя.
2 часть- Тезис: отсутствует внешний конфликт. Аргумент: нет положительных героев, конфликт внутри (совесть-это Ревизор). Цитата: оправдание чиновников.
3 часть- Тезис: немая сцена. Аргумент: описание сцены+ роль её (сравнить с картиной Брелова "Последний день Помпеи"). Цитата: из ремарки немой сцены.
Конец: Таким образом, комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" имеет новаторские черты, отличающие её от других пьес.
Предшественниками Гоголя в русской драматургии были Фонвизин и Грибоедов. Грибоедов выступил как новатор, отойдя в своем произведении от основных принципов построения комедии (потеснил любовную интригу, введя развивающийся во взаимосвязи с ней социальный конфликт; наполнил комедию отрицательными персонажами и изобразил только одно положительное лицо и т. д. )
Гоголь в своем творчестве пошёл ещё дальше. Развивая тенденции Грибоедова, он создает совершенно новую по принципам построения и предметам обличения комедию. Этой комедией стал "Ревизор".
Новаторство Гоголя заключается уже в выборе конфликта, являющегося основой произведения. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет, более актуальный для современности . Фигура ревизора всегда была страшна для городских чиновников, живущих в постоянном страхе ревизии. И именно "страх ожидания, самый ужас, гроза идущего вдали закона" (Гоголь) , овладевающие чиновниками, формируют драматургическую ситуацию в "Ревизоре".
Гоголь прибегает к приему композиционной инверсии: завязка оказывается перед экспозицией. Действие в комедии завязывается моментально, первой же фразой городничего: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. К нам едет ревизор".
Завязка включает почти всех действующих лиц, что соответствует теоретическим представлением Гоголя о композиции общественной комедии.
Экспозицией же оказываются диалоги чиновников в первом действии, раскрывающие реальное положение вещей в городе и показывающие внутреннее противоречие в сознании чиновников между их нечестной деятельностью и совершенно чистой совестью.
Всё действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них.
Чиновники города представляют в комедии некую целостную систему, но в то же время персонажи резко индивидуализированы. Они неповторимы в своих индивидуальных особенностях, что и делает интересным прием их "поочередного" отчета о состоянии дел во вверенном учреждении, "поочередного" представления Хлестакову, "поочередного" чтения злополучного письма. В построении системы персонажей Гоголь прибегает ещё к одному новаторскому приему: он отказывается от изображения положительного героя. Если в комедии Грибоедова таковым героем-идеологом, частичным героем-резонером был Чацкий, то назвать положительным героем Хлестакова нельзя. Таким образом, комедия оказывает абсолютно без высокого героя. Положительным героем автор назвал смех.
И,последнее:замена стандартной развязки немой сценой. Она, как бы убирает дистанцию между героями на сцене и зрителями, заставляет задуматься.
Новизна комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" проявляется в её уникальной композиции, отсутствии внешнего конфликта и использовании немой сцены. Начало с завязки без экспозиции и "Замечания" подчеркивает оригинальность. Отсутствие положительных героев создает внутренний конфликт, а немая сцена усиливает выразительность, подобно полотну Брюллова.