

Вопрос по философской стороне формальной логики.
Есть два варианта:
1. Считать все признаки, относящиеся к разному времени существования индивидуального предмета, признаками одной и той-же идеи об этом предмете.
Например. Считать все признаки, которые когда либо можно было бы приписать Льву Толстому, признаками понятия о Льве Толстом, но относящимися к разному времени.
Тогда Лев Толстой как идея является одновременно и сидящим на кресле в Лесной Поляне, и лежащим на кровати в селе, и гуляющим по парку, но в отношении идей о разном времени.
Субъект "Лев Толстой".
Предикаты: "гуляет по парку такого-то числа в какое-то время"; ""сидит на кресле в такое то время".
2. Считать все признаки, относящиеся к разному времени существования предмета, признаками разных предметов.
Считать предмет, который существует в то или иное время, видом предмета, который существует вне связи с конкретным временем.
Тогда считать Льва Толстого, сидящего на кресле, и Льва Толстого, гуляющего по парку, разными предметами, имеющими сходные существенные признаки. Тогда тождество предмета определять как сходства предметов в чем-либо.
Можно ли остановиться на эндурантизме?
Лев Толстой есть человек, который такого-то числа обладал такими-то признаками.
Случайный признак есть признак, который не является абсолютным для данного понятия, т.е либо не относится ко всему обьему данного понятия, либо не относится ко всем временам существования данного предмета, т.е имеется такое состояние предмета, которое данный признак не имеет.
Например, для понятия "Лев Толстой" случайным признаком является "ходит по "Лесной Поляне"", но при этом случайные признаки тоже являются неотъемлемыми признаками данной идеи и принадлежат ей как случайные.
Ваш вопрос касается философской проблемы идентичности и изменения во времени, а также того, как мы можем концептуализировать индивидуальные предметы и их свойства в рамках формальной логики. Рассмотрим два предложенных варианта.
### Первый вариант: Идея как совокупность всех временных признаков
В этом подходе все признаки, которые можно приписать Льву Толстому в разные моменты его жизни, рассматриваются как признаки одной и той же идеи (или понятия) о Льве Толстом. Таким образом, Лев Толстой как идея включает в себя все возможные предикаты, которые могут быть связаны с ним в разные моменты времени.
#### Преимущества:
1. **Единство идентичности**: Лев Толстой остается одним и тем же субъектом, несмотря на изменения его свойств во времени. Это позволяет сохранить идею непрерывности личности или объекта.
2. **Гибкость**: Такой подход позволяет учитывать все возможные состояния объекта, что может быть полезно для анализа исторических или биографических данных.
#### Проблемы:
1. **Парадокс изменения**: Если Лев Толстой одновременно и сидит на кресле, и гуляет по парку, то возникает вопрос, как совместить эти противоречивые предикаты в рамках одной идеи. Это может привести к логическим трудностям, связанным с противоречивостью.
2. **Онтологическая сложность**: Идея, которая включает в себя все возможные состояния объекта, может стать слишком абстрактной и трудно применимой на практике.
### Второй вариант: Разделение идей по временным моментам
В этом подходе можно рассматривать разные "версии" Льва Толстого, соответствующие разным моментам времени. Каждая версия будет иметь свои собственные предикаты, относящиеся к конкретному времени.
#### Преимущества:
1. **Отсутствие противоречий**: Каждая временная версия Льва Толстого будет иметь только те предикаты, которые актуальны для данного момента времени, что устраняет проблему противоречивости.
2. **Конкретность**: Такой подход позволяет более точно анализировать состояния объекта в конкретные моменты времени.
#### Проблемы:
1. **Разрыв идентичности**: Если каждая временная версия Льва Толстого рассматривается как отдельная идея, то возникает вопрос о том, что связывает эти версии в единую личность. Это может привести к проблеме непрерывности идентичности.
2. **Усложнение онтологии**: Необходимость учитывать множество временных версий одного и того же объекта может сделать онтологическую структуру более сложной.
### Философские аспекты
1. **Проблема тождества личности**: Этот вопрос тесно связан с философской проблемой тождества личности во времени. Как мы можем утверждать, что Лев Толстой в молодости и Лев Толстой в старости — это один и тот же человек, если их свойства и состояния так сильно различаются?
2. **Временная логика**: В рамках формальной логики можно использовать временные логики (temporal logics), которые позволяют учитывать изменения свойств объектов во времени. Это может помочь в решении проблемы противоречивости предикатов.
3. **Эссенциализм vs. пердурантизм**: В философии существует спор между эссенциалистами, которые считают, что объекты имеют неизменную сущность, и пердурантистами, которые утверждают, что объекты — это последовательности временных стадий. Ваш первый вариант ближе к эссенциализму, а второй — к пердурантизму.
### Заключение
Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Выбор между ними зависит от того, какую философскую позицию вы хотите занять: сохранить единство идентичности объекта во времени или же разделить его на временные стадии, чтобы избежать противоречий. В формальной логике можно использовать различные инструменты, такие как временные логики, чтобы учесть изменения свойств объектов во времени, не теряя при этом их идентичности.
ЧТО ЗА БРЕД ТЫ ВТИРАЕШЬ?!! 1Обучение формальной логике следует заменить обучением искусству мышления.
Должны быть написаны учебники по искусству мышления. Такие учебники должны
состоять из сборников тщательно отобранных примеров обычно встречающихся непра-
вильных выводов и ошибок в рассуждениях. Это было бы лучшим способом обучения
людей тому, как использовать закон тождества и закон противоположностей. Это было
бы гораздо поучительнее, чем весь этот схематизм.
2Элементарное обучение искусству мышления следует давать даже маленьким детям.
Логика не учит нас мыслить. Каждый разумный ребенок учится этому еще до того, как
услышит о логике. Получив типичные примеры нелогичного мышления, он научился бы
этому еще быстрее.
Похоже на молитву воскрешения Льва Толстого.))