Согласно статье 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если другой порядок не установлен федеральным законом.
Однако есть исключение: объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории РФ, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Нельзя однозначно утверждать, что если бы некоторые культурные, исторические и прочие объекты находились в региональной собственности, а не в федеральной, то они были бы чистыми, ухоженными и отремонтированными.
По мнению экспертов, регионы занимаются своими памятниками архитектуры самостоятельно, используют разные методы, и не все из них успешны. Основной проблемой сохранения памятников культуры регионального и муниципального значения считают отсутствие средств.
Кроме того, реставрация исторических зданий — дорогостоящее и сложное мероприятие, которое требует долгих процедур выполнения и согласования. Предпринимателей отпугивает именно дороговизна и специфичность таких работ.
Эксперты считают, что для восстановления памятников нужна комплексная программа, которая должна быть принята при участии федерального центра. По их мнению, регион и город без участия федеральной власти могут исправить ситуацию только «маленькими мазками».
Таким образом, вопрос сохранения объектов культурного наследия требует комплексного подхода и решения многих проблем, которые связаны с финансированием, сложностями в проведении реставрационных работ и другими факторами.
Источники:
consultant.ru epp.genproc.gov.ru tass.ru 