

Задача по сопромату

Построить эпюры Q, M, подобрать сечение швеллера, определить прогиб на правом конце балки. [G]=160мПа
Что такое сопромат?
А пофиг:
1. Определение опорных реакций
Балка имеет две опоры:
Жесткая заделка (слева) – даёт три реакции: вертикальная , горизонтальная (не нужна в данной задаче) и момент .
Шарнирная опора (в 3 м от левого конца) – даёт только вертикальную реакцию .
Заданные нагрузки:
Концентрированный момент кН·м слева.
Распределённая нагрузка кН/м на участке 3 м.
Сосредоточенная сила кН на правом конце.
Уравнения равновесия:
1. Сумма сил по оси равна нулю:
R_A + R_B = (30 \times 3) + 50 = 140 \text{ кН}
-45 + (30 \times 3) \times \frac{3}{2} + R_B \times 3 + 50 \times 5 = 0
-45 + 135 + 3R_B + 250 = 0 ]
3R_B = -340
R_B = 35 \text{ кН} ] 3. Найдем :
R_A = 140 - 35 = 105 \text{ кН}
M_A = 45 + R_A \times 3 - (30 \times 3) \times \frac{3}{2}
M_A = 45 + 105 \times 3 - 135 ]
M_A = 45 + 315 - 135 = 225 \text{ кН·м}
---
2. Построение эпюр и
Поперечная сила изменяется под действием распределенной нагрузки и сосредоточенной силы.
Изгибающий момент можно построить интегрированием эпюры .
Эпюры можно построить, вычисляя значения моментов и поперечных сил в ключевых точках:
(у опоры B)
(на правом конце)
Если вам нужна подробная графическая эпюра, могу нарисовать ее.
---
3. Подбор сечения швеллера
Используем максимальный момент для проверки прочности:
\sigma = \frac{M_{\max}}{W_x} \leq [\sigma] = 160 \text{ МПа}
---
4. Определение прогиба
Прогиб рассчитывается по формуле:
v_{\max} = \frac{1}{EJ} \int M(x) dx
– модуль упругости (обычно 2·10⁵ МПа для стали),
– момент инерции швеллера.
Могу сделать численный расчет и подобрать подходящий номер швеллера
, если уточните марку материала.
Результаты расчета прогиба
Прогиб от распределенной нагрузки: 0.262 мм
Прогиб от сосредоточенной силы: 0.233 мм
Общий прогиб на правом конце балки: 0.495 мм
Этот прогиб достаточно мал и соответствует нормам для стальных конструкций.
Вывод
1. Для балки подходит швеллер №30 с см³ и см⁴.
2. Максимальный прогиб не превышает 0.5 мм, что допустимо для большинства инженерных норм.