Возрастание или убывание?!!
Привет.
Я взяла функцию 1/х и интервал от -∞ до 0. Всем известно, что если взять
из этого интервала два значения Х в порядке возрастания (например, -3 и -2), подставить их в уравнение функции и посчитать У, то будет ясно, убывает функция на заданном интервале или возрастает. Если У будет увеличиваться – то возрастает, если уменьшаться – то убывает. Например, возьмем из интервала от -∞ до 0 значения -4 и -2 и подставим в уравнение гиперболы y = 1/x. Получим значения У: -0,25 и -0,5. Значения У уменьшаются, значит функция убывает.
НО!
Я спросила уже у двух нейросетей. И обе твердят, что на этом интервале функция не убывает, а возрастает. Что за ерунда?
Объясняют ИИ это так:
"Пример с гиперболой y = 1/x требует осторожности. Несмотря на то, что вы получили уменьшение значений y при увеличении x, на интервале (–∞; 0) функция y = 1/x
возрастает. Ошибка в том, что числа -0.25 и -0.5 расположены на
числовой оси наоборот: -0.5 меньше, чем -0.25. Если взять значения x =
-4 и x = -2, то y(-4) = -0.25 и y(-2) = -0.5. Так как -0.25 > -0.5,
то функция возрастает."
Она убывает на обоих отдельных
промежутках, как на (-∞;0), так и на (0;+∞).
Проверим для промежутка (-∞;0):
Для любых x1 ∊ (-∞;0) и x2 ∊ (-∞;0),
таких, что x1 > x2, верно 1/x1 < 1/x2.
Проверим для промежутка (0;+∞):
Для любых x1 ∊ (0;+∞) и x2 ∊ (0;+∞),
таких, что x1 > x2, верно 1/x1 < 1/x2.
В первом и втором случаях домножили
обе части неравенства на 1/(x1*x2).
Что в первом, что во втором
случае: 1/(x1*x2) > 0, поэтому
1/x1 < 1/x2 в обоих случаях выйдет.
Отличный вопрос! Давайте разберёмся **досконально**, чтобы не осталось сомнений.
### **1. Ваш расчёт верен**
Для функции **\( y = \frac{1}{x} \)** на интервале **\( (-\infty; 0) \)**:
- Возьмём **\( x_1 = -4 \)** → **\( y_1 = \frac{1}{-4} = -0.25 \)**
- Возьмём **\( x_2 = -2 \)** → **\( y_2 = \frac{1}{-2} = -0.5 \)**
**Вывод:**
- \( x \) **увеличивается** (от \(-4\) к \(-2\)),
- \( y \) **уменьшается** (от \(-0.25\) к \(-0.5\)).
→ Значит, функция **убывает** на \( (-\infty; 0) \).
---
### **2. Почему нейросети ошибаются?**
Возможные причины:
1. **Путаница с направлением**:
- Нейросети могли интерпретировать "возрастание" как **рост модуля** (т.е. \( |-0.25| < |-0.5| \)), но это неверно с точки зрения строгого определения.
2. **Ошибка в данных обучения**:
- Нейросети тренируются на миллионах текстов, и если в них были ошибки (например, кто-то написал "возрастает" вместо "убывает"), модель могла запомнить некорректное.
3. **Не учтена область определения**:
- Некоторые модели "видят" гиперболу **целиком** (кроме \( x=0 \)) и путают поведение на \( x>0 \) и \( x<0 \).
---
### **3. Как строго доказать убывание?**
Используем **производную**:
- \( y = \frac{1}{x} \) → \( y' = -\frac{1}{x^2} \).
- На интервале \( (-\infty; 0) \): \( y' \) **всегда отрицательна** (\( x^2 > 0 \), минус сохраняется).
**Правило:**
- Если \( y' < 0 \) на интервале → функция **строго убывает**.
---
### **4. Контрольный пример**
Проверим ещё две точки:
- \( x_1 = -1 \) → \( y_1 = -1 \),
- \( x_2 = -0.5 \) → \( y_2 = -2 \).
Результат: \( x \) увеличивается, \( y \) уменьшается (**убывание**).
---
### **Вывод**
- **Вы абсолютно правы**: функция \( y = \frac{1}{x} \) **строго убывает** на \( (-\infty; 0) \).
- **Нейросети ошиблись** — возможно, из-за некорректных данных или неоднозначности формулировок.
**Совет:** Всегда проверяйте выводы нейросетей для математических задач — они не застрахованы от ошибок, особенно в нюансах.

Встречный вопрос:
Функция y = 1/x на интервале [-1; 1] будет убывающей или...?