Виктория Хаустова
Мастер
(1556)
15 лет назад
Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Автор: А. Г. Нарушевич, к. филол. н, доцент каф. ЛО ТТИ ЮФУ (ТРТУ) , преподаватель русского языка ЦДП ТТИ ЮФУ (ТРТУ) , Таганрог
Давайте внимательно прочитаем задание, в котором излагаются требования к сочинению на Едином государственном экзамене по русскому языку:
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования) . Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (приведите не менее трех аргументов) .
Что такое проблема?
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
С ложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему.
Коснуться какой-л. проблемы.
Уделить внимание какой-л. проблеме.
Над какой-л. проблемой думать, работать.
Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения1.
Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1.проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей» ; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;
2.формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы» , духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтом формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, — однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.
Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А. И. Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Итак, проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять человеческого достоинства?
Что значит «прокомментировать» проблему?
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять» . Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.
Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, коснитесь «истории вопроса» , т. е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа излож