Гончарное искусство
Мастер мнет комок глины, раскатывает его между ладонями, превращая в толстый жгут. Ловко накинув глиняный жгут на руку, мгновенно укладывает на вращающийся гончарный круг, и, послушные то легкому, то сильному прикосновению рук, вытягиваются вверх стенки сосуда, расширяясь в крутобокое тулово, сужаясь в стройную горловину. Гончар срезает изделие с круга тонкой проволокой и осторожно, чтобы не помять мягкие стенки, ставит на просушку. А дальше свое дело сделает огонь. В горне глиняный сосуд превратится в гончарное изделие.
Из поколения в поколение передавалось на Руси гончарное ремесло, совершенствовались технические приемы и способы художественной обработки, складывались определенные формы вещей. Томлёные сосуды рязанских гончаров дают нам представление о древнем способе обработки керамики, который получил наиболее широкое распространение в гончарстве XVII века. Черная матовая поверхность строгих по форме изделий достигается при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании без доступа кислорода, для чего все отверстия в горне замазываются. Томление сочетается с другим приемом — лощением, когда на непросохшие стенки сосуда наносится узор гладким камешком —лощилом.
После обжига простой геометрический орнамент отливает тусклым серебром на матовом фоне. Иногда лощат, то есть заглаживают, всю поверхность изделия. Тогда оно напоминает сосуды из металла.
Повседневная посуда новгородских гончаров знакомит нас еще с одним приемом обработки — обваркой. Только что извлеченное из горна раскаленное изделие окунается в мучную болтушку, которая закипает и, испаряясь оставляет на, стенках сосуда причудливый узор в виде темных пятен со светлыми разводами. Раствор проникает в поры черепка, что придает изделию большую прочность.
Часто встречается сплошное покрытие сосудов ангобом, жидко разведенной глиной, или ангобная роспись. Ее можно увидеть на изделиях псковских и новгородских, вятских и курских мастеров.
Самое широкое признание в гончарстве получили прозрачные глазури. Они не только украшали вещи, но, прежде всего, предохраняли их от загрязнения, а стенки поливных сосудов не пропускали влагу.
Нередко гончары поливали горшки, миски, крынки только изнутри. Внешняя матовая поверхность изделия украшалась лишь отдельными мазками в виде полос пли пятен, которые ярко блестели на пористом глиняном черепке.
Используя опыт предшествующих поколений, мастера дополняют, обогащают его. Разнообразны творческие поиски гончаров Скопина — одного из самых значительных современных промыслов.
Другие центры не так широко известны. Очаги народного гончарства продолжают жить на Ярославской и Владимирской земле, в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях, в районах Твери, Калуги, Рязани.
В основном это продукция деревенских мастеров. Их незамысловатые изделия и сейчас находят широкое применение в жизни деревни. В простой и строгой по форме посуде живет древняя культура русского гончарства. Наряду со своеобразной пластикой объемов, существуют оригинальные, чисто местные приемы украшений.
Гончарная посуда, изготовленная современными мастерами, наделена чертами своего времени. Но в ней живет творческий труд многих поколений, непрерывная преемственность традиционного мастерства — вечно живого источника гончарного искусства.
