Что означает слово либретто?
Либре́тто (итал. Libretto) — литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат в основном литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическими требованиям. Иногда либретто — самостоятельный труд либреттиста или композитора, например Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь») . В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Часто либретто лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов арий, речитативов и т. п.
В 1976 году Г. И. Ганзбург ввёл новое направление музыкознания — либреттологию.
Ещё данное слово имеет такой смысл:
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, буквально — книжечка) . Термин имеет несколько значений.
1. В оперном театре — литературная основа музыкально-драматического сочинения, словесный текст вокального произведения (в т. ч. — оперетты или оратории) . Художественная ценность оперного либретто определяется органичным сочетанием драматургического развития с цельностью музыкальной формы, и не может рассматриваться изолированно, вне музыки. Хотя либретто и строится в соответствии с общими законами драматургии, оно имеет ряд специфических особенностей: лаконичность текста; относительная замедленность сценического действия; повышенное внимание к фонетике, удобной для вокального воспроизведения; подчиненность текста и всего сценария законам музыкальной композиции (чередование вокальных и симфонических эпизодов, наложение одного текста на другой в номерах ансамбля, повтор музыкальных тем и т. д.) . Таким образом, первичный элемент структуры оперного либретто — партитура, вне зависимости от того, кому принадлежит замысел оперы, композитору или драматургу. Либретто может представлять собой оригинальное сочинение (Аида Дж. Верди) , или основываться на сюжете драматургического или прозаического произведения (Кармен Ж. Бизе — по мотивам новеллы П. Мериме; Пиковая дама П. Чайковского по роману А. Пушкина и т. д.) . Во втором случае замысел первичного произведения подвергается переработке, иногда — коренной. Вводятся новые персонажи, дописываются и адаптируются тексты. Известный российский либреттист М. И. Чайковский (писавший либретто не только к операм своего брата, но и к произведениям Рахманинова, Направника, Аренского и других русских композиторов) , в соответствии с замыслом композитора, ввел в оперу Евгений Онегин генерала Гремина, мужа Татьяны.
2. В балетном театре либретто — детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров (балетный сценарий) . В этом случае авторство принадлежит балетмейстеру.
3. Либретто называют также краткое изложение балета или оперы, предназначенное для зрителей и вкладывающееся в программу спектакля.
Либре́тто — литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, буквально — книжечка) . Термин имеет несколько значений.
1. В оперном театре — литературная основа музыкально-драматического сочинения, словесный текст вокального произведения (в т. ч. — оперетты или оратории) . Художественная ценность оперного либретто определяется органичным сочетанием драматургического развития с цельностью музыкальной формы, и не может рассматриваться изолированно, вне музыки. Хотя либретто и строится в соответствии с общими законами драматургии, оно имеет ряд специфических особенностей: лаконичность текста; относительная замедленность сценического действия; повышенное внимание к фонетике, удобной для вокального воспроизведения; подчиненность текста и всего сценария законам музыкальной композиции (чередование вокальных и симфонических эпизодов, наложение одного текста на другой в номерах ансамбля, повтор музыкальных тем и т. д.) . Таким образом, первичный элемент структуры оперного либретто — партитура, вне зависимости от того, кому принадлежит замысел оперы, композитору или драматургу. Либретто может представлять собой оригинальное сочинение (Аида Дж. Верди) , или основываться на сюжете драматургического или прозаического произведения (Кармен Ж. Бизе — по мотивам новеллы П. Мериме; Пиковая дама П. Чайковского по роману А. Пушкина и т. д.) . Во втором случае замысел первичного произведения подвергается переработке, иногда — коренной. Вводятся новые персонажи, дописываются и адаптируются тексты. Известный российский либреттист М. И. Чайковский (писавший либретто не только к операм своего брата, но и к произведениям Рахманинова, Направника, Аренского и других русских композиторов) , в соответствии с замыслом композитора, ввел в оперу Евгений Онегин генерала Гремина, мужа Татьяны.
2. В балетном театре либретто — детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров (балетный сценарий) . В этом случае авторство принадлежит балетмейстеру.
3. Либретто называют также краткое изложение балета или оперы, предназначенное для зрителей и вкладывающееся в программу спектакля.
ЛИБРЕТТО (итал. libretto - букв. - книжечка) , 1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название) .
2) Литературный сценарий балета, пантомимы.
3) Изложение содержания оперы, балета.
4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.
текст (слова) к опере