


Опасны ли дождевые облака для самолёта, или только грозовые с молниями?
Все мы знаем, что пилоты не любят грозовые облака (их ещё называют засветками) из-за турбулентности в них и обходят все грозы. Но облака - это не только гроза с молниями, но и обычные дождевые тоже, без молний. Может ли в них тоже быть турбулентность или они менее опасны, чем облака с молниями?
Дождевые облака, хотя и не содержат молний, всё же могут представлять опасность для самолётов, хотя и в меньшей степени, чем грозовые.
Турбулентность: В дождевых облаках, особенно в кучево-дождевых, также может наблюдаться турбулентность. Она возникает из-за восходящих и нисходящих потоков воздуха, образующихся при конденсации влаги и выпадении осадков. Интенсивность турбулентности в дождевых облаках обычно ниже, чем в грозовых, но её вполне достаточно, чтобы вызвать дискомфорт пассажиров и экипажа, а в редких случаях и повредить самолёт.
Обмерзание: При низких температурах в дождевых облаках может происходить обледенение. Капли переохлаждённой воды, содержащиеся в облаке, при столкновении с поверхностью самолёта замерзают, образуя ледяную корку. Обмерзание ухудшает аэродинамические характеристики самолёта, увеличивает его вес и может привести к потере управления.
Видимость: Дождевые облака значительно ухудшают видимость, что затрудняет пилотирование, особенно при взлёте и посадке.
Сдвиг ветра: Хотя это более характерно для грозовых облаков, вблизи дождевых облаков также может наблюдаться сдвиг ветра – резкое изменение направления и скорости ветра на небольшом расстоянии. Сдвиг ветра особенно опасен при взлёте и посадке, когда самолёт находится на малой высоте и имеет небольшую скорость.
Поэтому пилоты стараются избегать полётов через дождевые облака, особенно кучево-дождевые, и обходят их стороной, используя данные метеорологических радаров и прогнозы погоды.
Ни те, ни те не представляют опасности для коммерческого самолёта