Александр Блок "Пляски смерти". Как вы понимаете это стихотворение?
* * *
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день труди́тся над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот...
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор...
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музы́кой заглушон...
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он
Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови...
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви...
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...
И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он...
«Как он умён Как он в меня влюблён!»
В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
Стихотворение о том, что прогнивший свет не замечает в своих рядах мертвеца, если он ведет себя, как все. О том, что мертвый - скорее даже не телом, а душой - точно знает, как себя вести, что и кому сказать, чтобы оказаться на высоте. Это только так - на поверхности.. .
Конечно, можно и просто полюблваться красивыми "готичными" символами. Можно найти гораздо более глубокий смысл. Но я вот, углубляясь в попытки литературоведческого аализа, всегда задумываюсь: "А был ли мальчик? "... Т е, а думал ли об этом поэт, когда писал эти строки. И чаще всего отвечаю на этот вопрос: "нет))) "
ооооо... Блок мой любимый поэт.. . ^____^
тут грубокий социальный и политический смысл
«Пляски смерти», написанные в 1912 – 1914 гг., явились блоковским развитием символизма. Суженный до минимума, распираемый страстями мир, с его «привычно-светсткой злостью», заставляет читателя не только ужаснуться, но и задуматься. Задуматься о том, что каждый из нас тот скелет, тот мертвец, скрывающий «… для карьеры лязг костей…». Мы видим суровый, но справедливый приговор этому миру – «Чем ночь белее, тем чернее злоба, / И перья торжествующе скрипят». У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.