Top.Mail.Ru
Ответы

Изложение поединок в море

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Оракул
15лет

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] здесь подробно разбирается это изложение
Еще раз читаю название «Поединок в море» . Спрашиваю: как вы думаете, что описывается в этом тексте? Ребята отвечают: поединок человека с природой; битва между кораблями; битва морских животных; противоборство моря и людей; может быть, рыбак будет сражаться с рыбой; битва с пиратами; бой подводных лодок; сражение с акулами. Ответы начали повторяться, и обмен догадками прекращается.

Теперь предлагаю ребятам послушать начало текста. Читаю:

Это был первый рейс, когда Александр Котляров стал капитаном, первый рейс, в который он отправился после назначения его капитаном танкера «Ростов» . Первый рейс по Черному морю, мирному и доброму, дышащему летним теплом, сияющему могучей лазурью.

Ребята слушают внимательно, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. (В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе. )

– Каким вы себе представляете капитана танкера «Ростов» ? Обсудите в парах. Запишите ответ в черновике. Обсуждение в группе (молодой, худой, с бородой; высокий, плотный, сильный; мужественный, с русыми волосами, сильный) .

– Каким было море? (Черное море было тихое и спокойное; доброе, сияющее лазурью; мирное, тихое, могучее. )

– Кто сможет объяснить значение слова танкер? («Танкер – это грузовое судно для перевозки нефтепродуктов» ; «и не только нефтепродуктов, но и сухих грузов». ) Учитель корректирует ответ: «Танкер – наливное судно, приспособленное для перевозки жидких грузов без тары» .

– Как мы можем назвать этот кусочек текста? Что важного мы узнали из него? (Каждый записывает свой вариант названия после обсуждения в паре, затем озвучиваем в группе: «Первый рейс» ; «Молодой капитан» ; «Первый рейс Александра Котлярова». ) Учитель не должен выписывать на доску какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом. Тогда никакой самостоятельности, творчества – ведь учащиеся будут надеяться на учителя, не проявляя себя, а ожидая его решений.

– Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше? (Очень сложно, но мне кажется, что-то обязательно произойдет, ведь это первый рейс; на танкер нападут пираты; случится шторм; танкер потеряет управление; начнется буря. )

– Задаю дополнительный вопрос: кто знает (или думает, что знает) , как, каким образом корабли выходят из порта? (Поднимают якорь и отплывают, отдают швартовы. )

Читаю до второй остановки.

Вот прозвучал на баке первый удар колокола: это значило, что якорь, глубоко зарывшийся в грунт, «подорвали» . Снова звучит колокол – якорь вышел из грунта. Его выбирают дальше, сейчас якорь выйдет из воды. Должен третий раз ударить колокол. Но неожиданно наступает тишина. Колокол молчит.

Веду беседу дальше:

– Почему колокол не ударил в третий раз? Что случилось? (Произошла авария; что-то случилось с капитаном: может, заболел или сильно волнуется; якорь оборвался. )

– Давайте запишем ориентировочное название абзаца. («Момент ожидания» ; «Подготовка танкера к отплытию» ; «Колокол молчит». )

Читаю до третьей остановки.

Капитан ждет. Нет, колокол безмолвствует. Пауза тянется бесконечно. Наконец раздается голос третьего помощника. Он хрипловат, в нем звучат какие-то новые, незнакомые капитану нотки. Третий помощник докладывает: «Якорь не чист. На нем какой-то предмет» . Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб. Предмет, зацепившийся на якоре, грозно знаком. Капитан узнает его очертания – округлые, хищные, полные затаенной злой силы..