Гоначров "Обломов" срочно нужна помощь
ответить на вопросы по плану анализа эпизодов с 1-8 главу первой части
1) какие изобразительно - выразительные средства используются и с какой целью?
2) Каков эмоциональный пафос эпизодов? И как они создаются?
3) Значение эпизода для раскрытия авторский позиции, темы и проблемы произведения.
Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов
и активный, энергичный Штольц.
Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей:
во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни.
Образы двух женщин также противопоставлены.
Ольга — это прежде всего думающий человек, что подчеркивает
её портрет:
"губы ее были большею частию сжатые: признак непрерывно
устремленной на что-нибудь мысли".
Она - интересный собеседник и является олицетворением
духовной активности,
тогда как Пшеницына - это прежде всего активность физическая.
Она всегда изображена в движении, в работе.
"Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть
белой шеи да голые локти.
...Обломов следил, как ворочались локти, как спина нагибалась и
выпрямлялась опять"
Градация-"халат из персидской материи, настоящий восточный халат"
Инверсия-"Какой он хорошенький, красненький, полный!" (Ильюша)
Эллипсис-"Делали ли они себе вопрос: ( зачем дана жизнь? Бог весть.
И как отвечали на него? Вероятно, никак): это казалось им очень
просто и ясно".
Перифраз-(Обломовка) благословенный уголок земли, чудный край,
мирный уголок.
2.Авторская позиция в произведении неоднозначна.
С одной стороны, очевиден критический пафос романа: Гончаров обличает
"обломовщину" — праздное, бесцельное существование дворян, помещиков,
не способных к плодотворной деятельности. С другой стороны, отношение писателя к самому Обломову не столь прямолинейно. Гончаров ценит в своем герое высокие нравственные качества: честность, благородство, способность к искреннему чувству.
Неоднозначно отношение автора и к Штольцу. Гончаров, несомненно, утверждает
в своем романе деятельное начало в жизни, поэтому он высоко оценивает активную позицию Штольца, его трудолюбие, целеустремленность и одновременно искренность и самоотверженность в любви и в дружбе.
Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи. Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы...
И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни. Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною". С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой "обломовщины", высмеиваемой автором): "По стенам... лепилась в виде фестонов паутина; ...; зеркала... могли бы служить скорее скрижалями...". Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая. Одна из черт главного героя - смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.
Гончарову жаль своего героя, который видит в пассивности свое истинное счастье, но он не судит его, так как понимает, что в этом пороке виноват не один Илья, а воспитание, социальная и политическая обстановка, менталитет и множество других, не зависящих от него, факторов.
А, и у вас такая же хрень....