Пожалуйста! сделайте конспект по русской литературе
В начале XX века, оглядываясь на XIX, поэт А. А. Блок так подвёл его итоги:
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!..
Но XX век явил ещё более страшное лицо. На первое двадцатилетие пришлись три революции (1905; Февраль¬ская и Октябрьская, 1917) и три войны (русско-японская, 1904—1905, Первая мировая, 1914—1918; Гражданская, 1918—1921), а спустя двадцать лет грянула Великая Оте¬чественная война. С этими событиями связаны жестокая ломка привычной жизни, разрушения, голод, огромные пере¬мещения людских масс, гибель не только солдат, но и мир¬ных жителей, часто случайных жертв. В результате резко изменилась картина мира, облик России. Перед культурой, в частности перед литературой, встало много новых, траги¬чески неразрешимых вопросов.
На рубеже веков жили и плодотворно работали в лите¬ратуре Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Зало¬женные ими традиции, а также традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского стали той основой, на которой вырастала новая литература. Моло¬дые писатели относились к своим предшественникам по-разному. Одни опирались на их опыт, другие отталкивались от него, но так или иначе он учитывался.
Ощущение неблагополучия жизни, предчувствие гряду¬щих катастроф и мечта о прекрасном человеке характерны для искусства и литературы конца XIX — начала XX века, для многих писателей нового поколения. Молодые худож¬ники слова пристально вглядывались в окружающую дейст¬вительность, в своего современника, бились над загадками человеческой психологии, пытаясь понять и объяснить на¬туру человека, найти для него путь к счастью.
Творчество Максима Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Ан¬дреева, И. А. Бунина являлось и суровым судом над совре¬менной жизнью, и выражением мечты, ожиданием прекрас¬ного человека. Поэзия конца уходившего — начала нового века была настолько богата, до такой степени по-новаторски подходила к решению сложных проблем бытия, что по пра¬ву названа Серебряным веком русской литературы. Имена поэтов А. Блока, И. Анненского, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, К. Бальмонта вы, наверное, слышали. (С их творчеством вы познакомитесь в старших классах.) В их стихах ярко, впечатляюще передано новое восприятие мира, загадочного, непостижимо прекрасного, которое обогащало современни-ков, как бы поворачивало к читателю мир другой стороной, его таинственным новым лицом. Поэты-новаторы создали произведения, многие из которых вошли позднее в литера¬туру как её вершинные достижения.
1920—1930-е годы нового века вписали в историю лите¬ратуры немало трагических страниц. Десятки и десятки талантливых писателей многих национальных литератур бывшего Советского Союза, и белорусских в том числе, по¬гибли во времена сталинщины. Их произведения лишь не так давно стали возвращаться к нам.
Замечательным художником слова общепризнан Мак¬сим Горецкий (1893—1938), поставленный современной нау¬кой о литературе рядом с нашими классиками Янкой Ку-палой, Якубом Кол асом и Кузьмой Чорным. Его рассказы, повести «Виленские коммунары», «Две души», записки «На империалистической войне», драматические произведения составляют золотой фонд национальной художественной ли¬тературы. Не менее ярким дарованием был наделён Михась Зарецкий (1901—1938), автор многочисленных рассказов, романов «Стежки-дорожки», «Вязьмо», которые и сегодня читаются с большим интересом.
основное выпиши и все
В начале XX века, оглядываясь на XIX, поэт А. А. Блок так подвёл его итоги:
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!..
Но XX век явил ещё более страшное лицо. На первое двадцатилетие пришлись три революции (1905; Февраль¬ская и Октябрьская, 1917) и три войны (русско-японская, 1904—1905, Первая мировая, 1914—1918; Гражданская, 1918—1921), а спустя двадцать лет грянула Великая Оте¬чественная война. С этими событиями связаны жестокая ломка привычной жизни, разрушения, голод, огромные пере¬мещения людских масс, гибель не только солдат, но и мир¬ных жителей, часто случайных жертв. В результате резко изменилась картина мира, облик России. Перед культурой, в частности перед литературой, встало много новых, траги¬чески неразрешимых вопросов.
На рубеже веков жили и плодотворно работали в лите¬ратуре Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Зало¬женные ими традиции, а также традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского стали той основой, на которой вырастала новая литература. Моло¬дые писатели относились к своим предшественникам по-разному. Одни опирались на их опыт, другие отталкивались от него, но так или иначе он учитывался.
Ощущение неблагополучия жизни, предчувствие гряду¬щих катастроф и мечта о прекрасном человеке характерны для искусства и литературы конца XIX — начала XX века, для многих писателей нового поколения. Молодые худож¬ники слова пристально вглядывались в окружающую дейст¬вительность, в своего современника, бились над загадками человеческой психологии, пытаясь понять и объяснить на¬туру человека, найти для него путь к счастью.
Творчество Максима Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Ан¬дреева, И. А. Бунина являлось и суровым судом над совре¬менной жизнью, и выражением мечты, ожиданием прекрас¬ного человека. Поэзия конца уходившего — начала нового века была настолько богата, до такой степени по-новаторски подходила к решению сложных проблем бытия, что по пра¬ву названа Серебряным веком русской литературы. Имена поэтов А. Блока, И. Анненского, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, К. Бальмонта вы, наверное, слышали. (С их творчеством вы познакомитесь в старших классах.) В их стихах ярко, впечатляюще передано новое восприятие мира, загадочного, непостижимо прекрасного, которое обогащало современни-ков, как бы поворачивало к читателю мир другой стороной, его таинственным новым лицом. Поэты-новаторы создали произведения, многие из которых вошли позднее в литера¬туру как её вершинные достижения.
1920—1930-е годы нового века вписали в историю лите¬ратуры немало трагических страниц. Десятки и десятки талантливых писателей многих национальных литератур бывшего Советского Союза, и белорусских в том числе, по¬гибли во времена сталинщины. Их произведения лишь не так давно стали возвращаться к нам.
Замечательным художником слова общепризнан Мак¬сим Горецкий (1893—1938), поставленный современной нау¬кой о литературе рядом с нашими классиками Янкой Ку-палой, Якубом Кол асом и Кузьмой Чорным. Его рассказы, повести «Виленские коммунары», «Две души», записки «На империалистической войне», драматические произведения составляют золотой фонд национальной художественной ли¬тературы. Не менее ярким дарованием был наделён Михась Зарецкий (1901—1938), автор многочисленных рассказов, романов «Стежки-дорожки», «Вязьмо», которые и сегодня читаются с большим интересом.
почему другие должны за тебя делать, учись