Natasha Bakaeva
Мастер
(1775)
12 лет назад
Фамусов действительно о реальном положении вещей так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина, конечно. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза» , крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы ею подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки:
или
смысл финала в том, что Чацкий уезжает, т. е. Грибоедов дает понять зрителю, что время Чацких еще не пришло, он лишний в этом доме, в этом обществе, он должен идти вперед вырываясь из губительного болота общества того времени или оно его затянет, опошлит и сделает таким же... много произведений имеет открытый финал... более популярным этот прием стал в 20 веке у модернистов, символистов и прочих.
Но у пьесы есть и другая линия развития, а значит — финал другого конфликта В нем Чацкий как представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи вступает в неравную борьбу с фамусовским обществом — тем консервативным большинством которое не желает принимать ничего нового ни в политике ни в социальных отношениях ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни Он — один против всех и финал конфликта по сути, предрешен «Чацкий сломлен количеством старой силы» , - как писал Гончаров.