"Евгений - ты гений вне сомнений... " (с) Какой Евгений может быть назван гением?
Гений – это талант умершего человека. Эдмон Гонкур (1822–1896), французский писатель
Поэт, лишь ты единый в силе\Постичь ужасный тот язык, \Которым сфинксы говорили\В кругу драконовых владык. Николай Гумилев
Гений – это долгое нетерпение. (По канве изречения «Гений – это долгое терпение». ) Поль Клодель (1868–1955), французский писатель
Поэт, на стих отважась, \Не прыгай налегке, \Пусть чувствуется тяжесть\Такая же в стихе, \ Пусть чувствуется грубость, \Пусть будет стих щербат, \Клади слова, как Рубенс\Клал в чашу виноград. Иван Елагин Юрию Большухину\ Простому камню грубость
«Гений» – это привычка, которую кое-кто усваивает. Поль Валери
Поэт, на язвы злополучья\ Ты льешь свой внутренний елей, \ И слезы перлами созвучья\ Струятся из души твоей. Петр Вяземский 1864 ФЕДОРУ ИВАНОВИЧУ ТЮТЧЕВУ
Понятие "гений" весьма относительно, потому что даже А. С. Пушкин для некоторых им не является. Поэтому перечислю Евгениев лет прошлых и дней сегодняшних, творчество которых, на мой взгляд, заслуживает того.
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844), русский поэт;
Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922), российский режиссер, актер, театральный деятель, основатель (1913) и руководитель Студенческой студии (с 1926 года - Театр им. Вахтангова) ;
Евгений Валерьевич Гришковец (1967), российский драматург, режиссер, артист;
Евгений Александрович Евтушенко (1933), российский поэт;
Евгений Иванович Замятин (1884-1937), российский писатель ("Мы", "Островитяне");
Евгений Александрович Лансере (1848-1886), российский скульптор ("Тройка", "Соколиная охота", "Запорожец после битвы", "Святослав");
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946), российский график, живописец, сын скульптора Е. А. Лансере, член "Мира искусства";
Евгений Борисович Рейн (1935), российский поэт, прозаик.
Евгений Рубенович Симонов (1925-1994), театральный режиссер, народный артист СССР,
Евгений Львович Шварц (1896-1958), российский писатель, драматург, киносценарист.
А ещё мне нравится фигурист Евгений Плющенко.
Но хочется вспомнить и знаменитых актёров Евгениев, к сожалению, уже ушедших: Евгений Дворжецкий, Евгений Леонов, Евгений Жариков, Евгений Матвеев.
"Ты Евгений, Я Евгений,
Ты не гений, Я не гений,
Ты г... о, и я г... о.
Я - недвно, ты - давно" . Эпиграмма, приписываемая Евгению Евтушенко к Евгению Долматовскому.
*(..) Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был он гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень -
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей.
Вдали Италии своей. (...) " А. Пушкин, "Евгений Онегин".
Пушкинские торжества позволяют прикоснуться к национальной святыне, не претендуя на высокое (и ко многому обязывающее) звание пушкиниста, чем мы, благодаря случаю, и воспользуемся.
Щедрая на превосходные степени русская душа присовокупляет понятие «гений» ко многим достойным именам: гений Гоголя, Достоевского, Толстого и прочих. Между тем в русской литературе гений был один - Пушкин. Суть гения - в непостижимости, в наличии качеств, уклоняющихся от точных определений.
Говоря «пушкинский путь» , «пушкинское направление» , мы прибегаем к метафоре, ибо, несмотря на существование узаконенной рабочей формулы «пушкинские традиции» , пойти пушкинской дорогой не сумел никто.
Сложность разговора о Пушкине заключается в том, что при очевидном наличии антиномий, многих взаимоисключающих начал (известно, что пушкинскими цитатами можно доказать все, что угодно) , он поражает удивительной целостностью общего, что точно сформулировал Аполлон Григорьев, по сути дела обожествлявший Пушкина: «наше - все» - история, культура, национальные верования, система сложившихся национальных ценностей, иначе говоря, - МИР. И тщетно пытаться обнаружить законы этого мира. Пушкин в чем-то сродни пресловутой «русской идее» , над точным смыслом которой бьются уже два века и которая, как остроумно заметил один из современных публицистов, все более напоминает поиск тайны вечного двигателя.
Ведь и сам поэт находился в смятении, понимая, что талант его - нечто особое, возлагающее на него и особые обязательства. «Иди, довершай начатое, ты, в ком поселился Гений! - напутствует Пушкина Баратынский - Возведи русскую поэзию на ту ступень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами» [1]; Жуковский наставляет: «Ты имеешь не дарование, а гений» [2]. Тревожные раздумья о том, что такое «вдохновенье» , «божественный глагол» , само явление странного преображения личности художника в момент творчества - постоянно присутствуют в творчестве Пушкина. Откуда те звуки, которые он «слышит» [3]? - не есть ли это приближение к откровению о человеке в его замысле, о поэзии как выражении трансцендентных возможностей человека?
Эти вопросы Пушкин решает не только языком поэтических образов, но и языком дискурса, привлекая и опыт самонаблюдения, и логических построений в стремлении уяснить природу вдохновения, выявить особенности, отличающие последнее от иных форм творческого озарения. В одном из набросков о текущей литературе Пушкин указывает на недопустимость смешения понятий вдохновение и восторг. Восторг - кратковременное, экстатическое состояние воображения; Вдохновение - дар природы, требующий не просто священнослужения, но жертвенного (об этом: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...» ) к себе отношения. Слагаемыми вдохновения являются «спокойствие, необходимое условие прекрасного» , «сила ума, располагающая части в отношении к целому» , «постоянный труд, без коего нет истинно великого» . Эти умозаключения, сформулированные несколько суховато и схоластически, не однажды встретятся реализованными в образную плоть пушкинских сочинений, доказывая, сколь важны и фундаментальны они были для поэта.
Евгений Львович Шварц
Звание гения, к сожалению, дается посмертно. Из ныне живущих больше других приблизился к этому званию Евгений Евтушенко.