Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как правильно просклонять существительное ИНСТРУМЕНТ во множественном числе родительного падежа?

Профи (576), закрыт 3 года назад
например: прокат инструментОВ или прокат инструментА?
Дополнен 3 года назад
Сам думаю что верно использовать инструментОВ, однако весь инет заполонили сайты с названиями именно почему то "прокат инструментА" не хочется плодить безграмотность, поэтому прошу помощи экспертов) Заранее благодарю за помощь))
Дополнен 3 года назад
лучшим ответом признается ответ с аргументацией
Лучший ответ
Вы ставите вопрос об образовании родительного падежа во множественном числе, хотя вовсе не это является проблемой, озадачившей Вас. Проблема в том, что данное существительное применяется в единственном числе (и так же, соответственно склоняется) .

Вы привыкли, что один предмет выражается единственным числом, а более одного - множественным. Так оно и есть, в принципе. Однако существуют разряды существительных, которые не образуют множественного числа: собирательные и вещественные.

Собирательные существительные - это слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью специальных суффиксов: студенчество, юношество, зверьё, дурачьё, ребятня, аристократия, беднота.

К существительным с собирательным значением при широком понимании собирательности могут быть отнесены также слова, называющие совокупность предметов: ботва, мелюзга, хлам, мебель. Все такие слова выражают собирательность лексически, но не словообразовательно.

Существительные вещественные называют вещества: пищевые продукты (жир, крупа, мука, сахар) , материалы (гипс, цемент) , виды тканей (бархат, ситец) , ископаемые, металлы (железо, уголь, олово, сталь, изумруд, яшма) , химические элементы, лекарства (уран, пирамидон, аспирин) , сельскохозяйственные культуры (овес, картофель, пшеница) и другие однородные делимые массы. В отличие от собирательных существительных вещественные существительные, как правило, не имеют суффиксов для выражения вещественного значения. Это значение выражается только лексически.

Во множественном числе такие существительные принимают значение не "много чего-либо", а много сортов чего-либо: технические масла, питательные крупы или множества конкретных устройств: аппаратура – аппаратуры (лабораторий) ; клавиатура – клавиатуры (органа) .

Для чего такое длинное объяснение?

Для того, чтобы объяснить процесс, происходящий с существительным "инструмент" в упомянутых Вами объявлениях. Люди, употребляющие слово инструмент в единственном числе вместо множественного (в любом падеже) , воспринимают конкретное существительное как слово, называющее совокупность предметов т. е. собирательное существительное, или даже как вещественное - обозначающее однородную делимую массу. Фактически слово "инструмент" для них выступает синонимом слова "оборудование", но мелкое и делимое.

Правильно ли это с точки зрения русской грамматики?

Скажем так - на границе дозволенного, поскольку язык - это живая структура, а здесь явно новая тенденция в его развитии. Напомню лишь, что ещё никто не отменял слова ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Возвышенная (на КВАмушке) натураОракул (62307) 3 года назад
Наши доблестные борцы со спамом забанили заодно и ссылку на академическую грамматику русского языка. O_o
Вот та же ссылка вразбивку http: //rusgram. narod. ru/ 1121-1146. html - нужно убрать все пробелы и ввести в адресную строку браузера.
Михаил ЖПрофи (576) 3 года назад
Спасибо) Вы очень проницательны, И вправду, мой вопрос был не корректен, просто не знал как это спросить)) Благодарю за такой подробный и исчерпывающий ответ. :)
Возвышенная (на КВАмушке) натура Оракул (62307) Всегда рада помочь. Вот ещё очень полезный сайт, где можно найти ответы почти на все вопросы по грамматике и орфографии русского языка. :-)
Остальные ответы
ИнструменТА
инструментов
мн. ч - инструментов
инструментОВ
В данном контексте правильнее всё-таки употребление выражения "прокат инструмента" или, добавив более точно определяющее слово, например, "прокат строительных инструментов"
Михаил ЖПрофи (576) 3 года назад
Я рассуждаю по аналогии: если сайт о прокате велосипедов, то наверняка правильным название будет: "прокат велосипедов" а не " прокат велосипеда".. С велосипедами все просто.. а вот с инструментом непонятно (.. Под инструментом здесь понимю бензопилы, дрели и т.п. ..
проще тогда сказать инструменты на прокат.
вот викисловарь:
Морфологические и синтаксические свойства:

падеж ед. ч. ____ мн. ч.
Им. инструме́нт инструме́нты
Р. инструме́нта инструме́нтов
Д. инструме́нту инструме́нтам
В. инструме́нт инструме́нты
Тв. инструме́нтом инструме́нтами
Пр. инструме́нте инструме́нтах

ин-стру-ме́нт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. Зализняка) .

Корень: -инструмент-.

Кого, чего? Если-инструмент, то инструмента. Если-инструменты, то инструментов.
инструме́нта инструме́нтов
инструментов
прокат чего? инструментов
инструментов :)
Инструментов.... даю на прокат свой инструмент....
Инструменты- множест число. Нет чего-инструментов. Родит падеж.
Значит правильный ответ: Инструментов.
именительный падеж что? -инструменты
родительный чего ?(нет) -инструментов
дательный чему? -инструментам
винительный что (вижу) -инструменты
творительный чем? -инструментами
предложный о чем (мечтаю) -о, об инструментах
Вывеска "ПРОКАТ ИНСТРУМЕНТОВ для строительства "
Родительный падеж - Кого? Чего ?
Именительный - инструменты
родительный - инструментов
это множественное число
единственное число :
именительный - инструмент
родительный инструмента
Тема уже была http://otvet.mail.ru/question/39541171/
"Употребление слова в ед. ч. вместо мн. ч. в собирательном значении ДОПУСТИМО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ. Будет считаться профессиональным арго". (с)
инструментов
На мой взгляд, верно сказать инструментА. - Лишь бы ударение не меняли.

Не стоит переживать за "плодить безграмотность"
Язык, как инструмент общения, постоянно меняется, подстраиваясь под носителей. Правила периодически обновляются и нормы применения форм расширяются.
С появлением новых средств коммуникации этот процесс ускоряется. Т. к. доступ к публикациям получила масса людей, не наделённых академическими познаниями в лингвистике.
Источник: всегда говорю - феномЕн
Р. инструме́нта инструме́нтов