[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] 1.Организационный момент.
Ребята, сегодня мы продолжим разговор об агрегатных состояниях веществ и их взаимных превращениях. Какие явления мы уже рассмотрели? (Плавление, отвердевание) .
Совсем недавно ушли жаркие и душные летние дни, когда нас спасали напитки из холодильника. Приятно утолить жажду любимой холодненькой кока-колой. Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Да еще в пустыне? Как тогда быть?
Наверное, всем известно, что африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна. К концу этого урока мы сможем ответить на эти и подобные вопросы.
( Во время рассказа демонстрирую рисунки из энциклопедии “Живой мир”)
2. Изучение нового материала.
Изменением агрегатного состояния вещества является также процесс перехода жидкости в газ (пар) . Как этот процесс будет называться? Кто попробует записать это определение на доске?
Обратный же процесс называется конденсацией.
Парообразование может происходить как в виде испарения, которое происходит с поверхности жидкости, так и в виде кипения. (Запись на доске)
Наша задача – разобраться, как происходит процесс испарения, и научиться объяснять происходящее с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
Рассмотрим, каким образом происходит процесс испарения. (Рассказ учителя и беседа с учащимися по схеме на графопроекторе о молекулах внутри жидкости и молекулах поверхностного слоя) .
Далее по схеме на графопроекторе рассказ о том, как происходит испарение и конденсация на основе МКТ.
Более подробно мы сегодня рассмотрим испарение и найдем ответы на следующие вопросы: что же именно происходит с жидкостью (и ее молекулами) во время испарения; от чего зависит скорость испарения; какую роль играет этот процесс в жизни человека, животных, растений.
Для этого мы будем работать в группах, поставим ряд опытов и сделаем определенные выводы.
3. Работа в группах (5 минут) . (Смотри карточки для работы в группах. )
4. Выступление “спикеров”.
1) уменьшение температуры жидкости при испарении
Беседа, в результате которой делаются выводы и запись в тетради:
“Энергичные молекулы улетают, следовательно, внутренняя энергия уменьшается, и уменьшается температура тела, с поверхности которого идет испарение”.
2) зависимость от температуры
3) зависимость от площади
4) зависимость от рода жидкости
5) зависимость от ветра
6) испарение в жизни растений
После выступления этой группы можно использовать дополнительный материал, например такого содержания:
“Толстые и колючие кусты не похожи на другие растения. Семейство этих колючих уродцев живет в основном в пустынях, там, где мало влаги, и если у всех развивается пластинка листа, то у кактуса развивается основание. Здесь и накапливается сокровище – вода. Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей, поверх которой находится слой воска, или густой волосяной покров. Самые крупные кактусы накапливают до двух тысяч литров воды.
Бегонии с большими красивой формы листьями обитают в тропиках Южной Америки, Азии, в Индии.
Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире. Растет в Австралии (100 м) и в пустынях Центральной Австралии, но уже кустарники высотой 2 – 3 метра. Эти растения приспосабливаются к жаре. Листья эвкалиптов на длинных черешках и всегда поворачиваются параллельно к падающим солнечным лучам”.
Рассказ иллюстрируется рисунками из энциклопедий, открытками.
7) “Занимательная физика” (выступление ребят по статьям книги Перельмана)
5. Закрепление материала.
Рассмотрим вопросы, которые были поставлены в начале урока.
- Так зачем же африканскому слону столь большие уши, в отличие от