X3M•90•Rus
Искусственный Интеллект
(122109)
17 лет назад
В 1989 году на Porsche 911 Carrera 2 появляется tiptronic -- автоматическая трансмиссия с возможностью ручного управления. Из положения Drive рычаг можно было перевести вправо и здесь, двигая его вперед, дать команду на включение более высокой передачи, а назад -- переключиться "вниз". Дружественная Audi вскоре также внедрила tiptronic на своих моделях. Не заставили себя ждать и конкуренты: у BMW появился Steptronic, у Volvo -- Geartronic, а у Mercedes-Benz --Speedshift. Старейший автопроизводитель мира вывел на рынок свой вариант не первым , зато попытался найти свой особый путь: у него нет особого положения для ручного режима, рычаг в позиции "D" надо качать вправо и влево. Те, для кого автомобили делятся на Mercedes-Benz и "все остальные", обычно считают это очень удобным, а остальные иногда позволяют себе сомневаться.
Дальнейший прогресс в основном заключался в увеличении числа передач: если первые tiptronic у Porsche и Audi были четырехступенчатыми, то теперь стандартом стали пять, у BMW, Audi, Peugeot -- шесть, а у Mercedes-Benz даже семь! Но алгоритм управления варьируется очень мало. Смуту внесла BMW, поставив на "пятерки" и "трешки" steptronic с "обратным" переключением. Для повышения передачи рычаг надо тянуть на себя, а чтобы перейти на пониженную -- толкать вперед. Эта схема заимствована от гоночных машин, и там она обоснованна: скорости и нагрузки очень велики и при разгоне водителю просто трудно двигать рычаг от себя. В "гражданской" машине, где вручную передачи переключают редко, важнее логика управления, а для нас "вверх" обычно ассоциируется с "вперед", чем "назад".
Из гонок пришел и еще один вариант управления коробкой -- с расположением кнопок или клавишей на руле. Тут разброс гораздо больше. Итальянцы, Audi и Citroen предпочитают лепестки, причем один из них -- "плюсовой", а нажатие другого переключает на передачу ниже. Opel выбрал для Astra симметричные кнопки, причем те, что на "лицевой" части руля, переключают "вверх", а чтобы перейти "вниз", надо нажимать кнопки с обратной стороны.