Пользователь удален
Профи
(568)
16 лет назад
Пьер де Фреди барон де Кубертен родился в Париже в 1863 г. Его семья была из тех, что называют благополучными: дружественный внутренний климат, знатность, хотя и без претензий на особо важное положение в общественной жизни, достаток, но без жажды большого богатства. Особую роль в формировании его взглядов в юные годы сыграло то, что французское общество тогда все еще переживало последствия франко- прусской войны, были ощутимы отголоски и других вооруженных конфликтов, происходивши в Европе.
Недавний опыт заставлял людей волноваться о мире, считать его хрупким, искать гарантий. Большое влияние на умы своих соотечественников имел в те годы Виктор Гюго, ставивший в пору войны на Балканах за освобождение Болгарии вопрос о международной организации, которая приняла бы на себя, в частности решение мирным путем проблем национального освобождения.
В семье вряд ли знали, какая внутренняя работа сознания совершалась в совсем молодом человеке, поэтому с большим удивлением, особенно отец, отнеслись к его решительному отказу надеть военную форму. Смолоду и навсегда это было результатом его отрицательного отношения к войнам, а не к людям, которые в силу тех или иных обстоятельств отдали жизнь армейской службе. Выбор жизненного поприща, который он сам предложил - история, литература - не сразу нашел поддержку в семье.
Но более практичная область педагогики ею была принята. Три книги совсем молодого автора последовали одна за другой: "Британское образование: колледжи и университеты", "Английское образование во Франции", "Университеты по обе стороны Атлантики". Они вышли в свет в 1988, 1889 и 1890 г. В то же время область международных отношений в самом широком понимании оставалась предметом его большого внимания. В 1887 г. он участвовал в работе конференции общества социально-экономических проблем. В 1888 г. , будучи в Лондоне, познакомился с В. Гладстоном, а в 1889 г. посетил США.
В эти годы, как и в последующие 20 лет, составившие самую яркую полосу его жизни, Пьер де Кубертен действовал в равной степени активно и как пропагандист физического воспитания, и как автор, пишущий о проблемах европейского мира.
При сравнении систем обучения в разных странах он обратил внимание на различное отношение к физической культуре, к ее сочетанию с интеллектуальным развитием молодежи. В британских и американских учебных заведениях поощрялись физические занятия, в том числе и спортом, в центрально-европейских странах еще приглядывались к этой практике.
Сама проблема была поставлена временем, когда получило распространение общественное образование с большими классами, длительным пребыванием учащихся в помещении, с отрицательным влиянием сковывающих поз на организм. Что касается физкультуры, то педагоги, если спорили, то лишь о деталях - вести ли упражнения от народных танцев или трудовых движений (так считали, например, в России) , а в основном совместно вырабатывали пути приспособления физических упражнений к советам медицины и условиям обучения. Дискуссия же вокруг занятий юношества спортом была куда энергичнее и затрагивала моральные аспекты: опасались травм, гонки за призами и т. п.
Многие годы Пьер де Кубертен представлял как раз тот тип педагога, которому было присуще задумываться о сочетании нравственного и физического развития молодежи, о роли спорта в воспитании людей, открытых к международному общению. Он даже утверждал на одном из международных спортивных съездов: "Из всех международных дел, совершающихся на земле, мы имеем право считать наше дело, говорю это без колебания, делом по преимуществу здоровым и нормальным.
В самом деле атлетизм сближает народы.. . Он вносит умиротворение, основывая его на законном и плодотворном соревновании". Французский педагог не уходил от трудных тем, когда речь шла о соотношении нравственности и силы, напротив, используя свои знания в сочетании с убеждениями гуманиста, вел критику мальтузианства и примитивного дарвинизма с их тезисами о п