

Откуда пошло выражение "умыть руки"?
Значение было явно показано в фильме Мела Гибсона "Страсти Христовы". Но все таки.
Выражение появилось в связи с евангельским сюжетом о казни Иисуса Христа. Римский наместник Иудеи Понтий Пилат не только занимался сбором податей, но и вел судебные разбирательства. Когда первосвященник Иерусалимского храма передал на рассмотрение Пилату дело Иисуса, тот публично умыл руки и отдал подсудимого разъяренной толпе: «Пилат.. . взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24).
В нашем языке живут сейчас два образных выражения, связанных с «умыванием рук» . Первое - «умыть руки» - имеет значение: снять с себя всякую ответственность за что-нибудь, объявить о своем неучастии в деле. Начала его – в древнем восточном обычае: человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сем» . Или: «Руки мои чисты» . Это равнялось торжественной клятве.
Второе выражение никак не связано с первым. Это пословица «Рука руку моет» , в полной своей форме звучащая, как «Рука руку моет, и обе чисты бывают» . Общий его смысл: взаимная помощь, полезная обеим сторонам; но применяют его обычно там, где речь идет о незаконной обоюдной поддержке. Возникло оно без всякой связи с древними обычаями, просто из образа обыкновенного умывания одной руки другой.
Это из Библии. Пилат, правитель Иудеи хотел отпустить Иисуса, но евреи настаивали, чтобы Его распять. Тогда Пилат сказал им:
Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
«умыть руки» - имеет значение: снять с себя всякую ответственность за что-нибудь, объявить о своем неучастии в деле. Начала его – в древнем восточном обычае: человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сем» . Или: «Руки мои чисты» . Это равнялось торжественной клятве. А Понтий Пилат уже повторил известный на то время обычай.
Это понятие было известо со времен Великой Римской империи
Так сказал Римский прокуратор, когда подписал документ на казнь Иисуса.