Эоловой арфой вздыхает печаль,
И звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль,
Которой окутаны нежные плечи.. .
Георгий Иванов
Эолова арфа – названа так по имени греческого бога ветров Эола.
Это музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором и размещённый в ветреном месте (например на крыше) . Ветер играет на струнах и получается очень приятный, нежный звук. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие, и замолкает арфа только в полный штиль. Эолова арфа – один из первых самоиграющих инструментов.

Поклонники инструмента любили ссылаться на его древность: упоминают Талмуд, в котором рассказывается об арфе Давида, среди ночи звучавшей от дуновений ветра, средневековую легенду о св. Дунстане, из арфы которого божественные дуновения извлекали звуки гимна «Gaudent in coelis» . Описания звуков, исторгаемых ветром из различных струнных инструментов, появляются в письменных источниках весьма рано. Но инструмент, специально предназначенный для «игры ветра» , был впервые сконструирован и описан лишь в 17 веке, примерно в 1650 году, иезуитом Атанасиусом Кирхером . В трактате «Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni» Кирхер пишет о «музыкальной самодействующей машине, которая без помощи колес или мехов, но при участии одного ветра и воздуха издает некий гармоничный непрерывный звук» .

Эолова арфа Кирхера
Изобретению Кирхера пришлось дожидаться своего времени около столетия. Воскрешение эоловой арфы в предромантическую эпоху произошло не без участия поэта-классициста Александра Поупа, обнаружившего в комментариях средневекового филолога Евстатиуса к поэмам Гомера упоминание о гармонических звуках, порождаемых ветром в натянутых струнах. Не исключено, что именно Поуп заинтересовал этими сведениями шотландского музыканта Джона Освальда, которого считают создателем современной эоловой арфы ( во всяком случае Освальд, открывший в своем музыкальном магазине торговлю эоловыми арфами, был одним из первых ее распространителей. Считают также, что Освальд придумал и само название «эолова арфа» .

Музыкальная новинка весьма быстро входит в моду, становится неотъемлемым атрибутом быта поэтов. Уильям Мейсон, музыкант, поэт (автор «Оды к эоловой арфе...» ) и садовник, сам для себя изготовил эолову арфу; поэт Роберт Блумфильд, сочинивший об эоловой арфе брошюру («Музыка природы» , 1805) и стихотворение, подрабатывал изготовлением и продажей этих инструментов . Несколькими годами позже Г. фон Дальберг начинает экспериментировать с местом установки арфы: ставшее традиционным окно, чаще в деревенских или садовых домах кажется ему уже слишком обыденным, прозаическим; оказывается, что особую прелесть приобретает арфа, установленная в саду, в одинокой беседке, в глухих зарослях кустарника или в рощах, на холмах и возвышенностях.
Рекламное объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1804 год) : «Эоларфа. В России весьма мало известный инструмент. Название уже показывает, что ветер только должен приводить струны в движение, чтоб произвесть превосходнейший тон. От усиливающего сквозного ветра происходят восхитительные мелодии, превосходящие всякое описание. Натуральный оной тон есть тон гармоники, однако никогда искусство не в состоянии произвести на гармонике таких свободных фантазий, какие она рождает посредством всех аккордов.