Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что такое Эолова арфа?

Лика* Высший разум (259371), закрыт 15 лет назад
Когда и кто изобрёл ее?
Лучший ответ
*КЛИМА* . RE Гений (54419) 15 лет назад
Эоловой арфой вздыхает печаль,
И звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль,
Которой окутаны нежные плечи.. .
Георгий Иванов

Эолова арфа – названа так по имени греческого бога ветров Эола. Это музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором и размещённый в ветреном месте (например на крыше) . Ветер играет на струнах и получается очень приятный, нежный звук. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие, и замолкает арфа только в полный штиль. Эолова арфа – один из первых самоиграющих инструментов.

Поклонники инструмента любили ссылаться на его древность: упоминают Талмуд, в котором рассказывается об арфе Давида, среди ночи звучавшей от дуновений ветра, средневековую легенду о св. Дунстане, из арфы которого божественные дуновения извлекали звуки гимна «Gaudent in coelis» . Описания звуков, исторгаемых ветром из различных струнных инструментов, появляются в письменных источниках весьма рано. Но инструмент, специально предназначенный для «игры ветра» , был впервые сконструирован и описан лишь в 17 веке, примерно в 1650 году, иезуитом Атанасиусом Кирхером . В трактате «Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni» Кирхер пишет о «музыкальной самодействующей машине, которая без помощи колес или мехов, но при участии одного ветра и воздуха издает некий гармоничный непрерывный звук» .

Эолова арфа Кирхера

Изобретению Кирхера пришлось дожидаться своего времени около столетия. Воскрешение эоловой арфы в предромантическую эпоху произошло не без участия поэта-классициста Александра Поупа, обнаружившего в комментариях средневекового филолога Евстатиуса к поэмам Гомера упоминание о гармонических звуках, порождаемых ветром в натянутых струнах. Не исключено, что именно Поуп заинтересовал этими сведениями шотландского музыканта Джона Освальда, которого считают создателем современной эоловой арфы ( во всяком случае Освальд, открывший в своем музыкальном магазине торговлю эоловыми арфами, был одним из первых ее распространителей. Считают также, что Освальд придумал и само название «эолова арфа» .
Музыкальная новинка весьма быстро входит в моду, становится неотъемлемым атрибутом быта поэтов. Уильям Мейсон, музыкант, поэт (автор «Оды к эоловой арфе...» ) и садовник, сам для себя изготовил эолову арфу; поэт Роберт Блумфильд, сочинивший об эоловой арфе брошюру («Музыка природы» , 1805) и стихотворение, подрабатывал изготовлением и продажей этих инструментов . Несколькими годами позже Г. фон Дальберг начинает экспериментировать с местом установки арфы: ставшее традиционным окно, чаще в деревенских или садовых домах кажется ему уже слишком обыденным, прозаическим; оказывается, что особую прелесть приобретает арфа, установленная в саду, в одинокой беседке, в глухих зарослях кустарника или в рощах, на холмах и возвышенностях.
Рекламное объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1804 год) : «Эоларфа. В России весьма мало известный инструмент. Название уже показывает, что ветер только должен приводить струны в движение, чтоб произвесть превосходнейший тон. От усиливающего сквозного ветра происходят восхитительные мелодии, превосходящие всякое описание. Натуральный оной тон есть тон гармоники, однако никогда искусство не в состоянии произвести на гармонике таких свободных фантазий, какие она рождает посредством всех аккордов.
Источник: h ttp://members.aol.com/woinem1/index/eolsharf.htm
Остальные ответы
илиа ваулин Гуру (2639) 15 лет назад
а разве это не звуки ветра в расщелинах?
Анна Мастер (1707) 15 лет назад
ЭОЛОВА АРФА, музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором. Инструмент устанавливают на открытом воздухе, где ветер колеблет струны, а возникающий звук усиливается резонаторным ящиком. Известное в течение многих веков, это устройство с его бесплотным и таинственным звучанием, порождаемым различными обертонами общего тона струн, было наиболее популярным в эпоху раннего романтизма, приблизительно с 1760 по 1850.
Natalia Lozovscky Мастер (1887) 15 лет назад
Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии — повелитель ветров) , воздушная арфа,
1) струнный музыкальный инструмент. Состоит из служащего резонатором узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны (8— 13) различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших различные обертоны общего тона. Звучание менялось в зависимости от силы ветра — от тихого и нежного до очень громкого. Известна с 10 в.
2) Название инструмента с металлическими проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники) ; изготовлялась с начала 19 в. в Петербурге, затем в других городах России.

Эолова арфа – инструмент предельно простой и в то же время чрезвычайно интересный. Названа она так по имени греческого бога ветров Эола. По сути дела, это просто струны, натянутые на деревянную раму и размещённые в ветреном месте (например на крыше) . Ветер играет на струнах и получается очень приятный, нежный звук. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие, и замолкает арфа только в полный штиль. Можно с уверенностью сказать, что Эолова арфа – один из первых самоиграющих инструментов (поскольку такое устройство было знакомо людям ещё в глубокой древности) .
Уже в XIX веке музыкальным мастером Иоганном Бушманом была предпринята попытка построить музыкальный инструмент по принципу Эоловой арфы, где был бы задействован исполнитель. Однако, что из этого вышло - неизвестно. Возможно инструмент не получился потому, что перед мастером встал неразрешимый вопрос о регулировке громкости. Но тогда надо привести пример челесты, где всегда звучит ровное mezzo forte. Так или иначе, идея о воссоздании Эоловой арфы заглохла.
Возможный вариант конструкции инструмента по принципу Эоловой арфы: клавиши, которые управляют клапанами; клапаны подают воздух в трубки; трубки направлены на струны. Воздух можно нагнетать ножными мехами (как у фисгармонии) .
Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус ...крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Вот ссылки на несколько памятников архитектуры, построееных по примерно такому принципу.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Похожие вопросы