Top.Mail.Ru
Ответы

Правило золотого сечения.

Подскажите пожалуйста сама дома пытаюсь понять фотографию, основы. Читала про правило золотого сечения, и про то что объект не должен находится в центре снимка. Но смотря на фотографии проф. фотографов все чаще встречаю именно объект по центру снимка.
Я понимаю, что не нужно полностью опираться на правила, и делать фотографию так как я считаю нужным. Но все же как правильно?
Выставляла свои фотографии на критику, и каждый писал про то что у меня неправильно расположен объект на снимке, поэтому заинтересовалась этим. Интересно узнать ваше мнение.
Заранее спасибо.

По дате
По Рейтингу
Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
10лет

Катя, Вы, видимо, выбрали не самую лучшую книгу. Во-первых, золотое сечение - это некая абстракция, которая к фотографии напрямую применима весьма условно. Во-вторых в 99% случаев под золотым сечением в фотографии подразумевается правило третей. В-третьих, существует масса исключений и оговорок, особенно, когда речь заходит об искусстве.

Теперь давайте последовательно. Золотое сечение - это закон идеально пропорции, при котором видимый размер одного объекта пропорционален другим объектам в некотором соотношении близком к 1:2, хотя на тему соотношения споры ведутся давно. К нам (фотографам) это обычно не относится.

Вторая часть - правило третей, вытекает из физиологии восприятия человеком зрительных образов. Глаз весьма хреновый оптический инструмент. Он вынужден постоянно колебаться и сканровать пространство, чтобы дать мозгу достаточно информации. Мозг же "сшивает" все это в единое целое. В связи с этим можно выделить законометрности. Например, при просмотре прямоугольного изображения сравнительно небольшого размера (если держать в руках, то 30х40 - это максимум, на стенке может и больше быть) глаз пробегается сначала по четырем токам, так называемым центрам внимания, образованным персечением линий третей. Затем бежит по самим линиям, лишь потом смотрит в центр и затем на углы. Глаз останавливается на самом контрастном объекте - это может быть световой контраст (светлое на темном), цветовой и даже резкостный (резкое на нерезком), а так же глаз цепляется за изображения/контура живых существ. Если расположить в одном из центров внимания такой объект, он привлечет зрителя сильнее, чем объекты расположенные вне центров.

Однако, например, в минималистичном изображении - силуэт человека на фоне снега, не важно, где будет расположен объект - глаз отсканирует всю картинку и не имея выбора упрется в объект, будь он хоть по центру. Это и есть те самые исключения.
Если Вы хотите остановиться на этом подробнее, можете прислать картинки, которые Вас удивили, я постараюсь высказат свое мнение об их построении с точки зрения композиции.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
10лет

Леонардо да Винчи "баловался", в своих картинах числом "Золотого сечения" для гармоничного построения изображения картины. Классикой считается фреска "Тайная вечеря". Однако не только применение числа "Золотого сечения" сделало эту картину столь динамичной. Вся композиция и всё "действие" направлено на указание "Зрительного центра". За спиной Иисуса яркие и контрастные окна, сходящаяся к центру перспектива, действующие лица либо обращены, смотрят на Иисуса, либо указывают на него. И много прочих ухищрений. И лишь общий план картины разбит по числу "Золотого сечения". Второй пример вычисления чисел для композиции - вторая картина. Здесь ещё сложнее. Вычисление пересечений отрезков по числу "Золотого сечения". Вряд ли Вы будете, в своей фотографической практике, высчитывать математические отношения. Поэтому надо быть проще. Как на последующих кадрах. Сетка, представленная на последних двух есть практически на всех беззеркалках. На моём Фуджи, например. Я ею пользуюсь и для выравнивания по горизонту.

Аватар пользователя
Мыслитель
10лет

Всё зависит от замысла. Для показания симметрии, например, вполне допускается центрально расположение объекта или горизонта. (пример, отражение леса в воде) Либо ещё вариант, делении по смысловой нагрузке и усиления эффекта контраста в снимке. Примеров много, просто многие забывают что нарушать законы можно, но эти нарушения должны быть не просто так от балды сделаны, а нести какую то смысловую нагрузку в снимке.

Аватар пользователя
Мастер
10лет

В творчестве, в том числе и фототворчестве, правила играют роль ориентиров. Каждый раз возникают новые условия и новые решения. Просто отрабатывать правила было бы ошибкой. Особенно бывает заметно, когда бездарно, где надо и не надо применяют известное "правило третей". То же и с золотым сечеием.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
10лет

Теория, это конечно хорошо, но не всегда надо.
Фотография либо нравится, либо нет.
Фоткаешь и смотришь что нравится и что нет.