Узнаете, кто автор этих актуальных строк?
Полно! Мы с тобой - не детки.
Нынче - царство подставных,
Настоящие-то редки,
Да и спроса нет на них.
Погляди - моряк на суше,
Инженер на корабле,
А дела идут не хуже
И не лучше на земле.
Не у нас - во всей Европе
Прессой правит капитал,..
________________________________________
________________________________________
Он машинным красноречьем
Плутократию дивит;
Никаким противоречьем
Не смущаясь, говорит
В интересах господина.
Заплати да тему дай,
Говорильная машина
Загудит: поднимет лай,
Будет плакать и смеяться,
Цифры, факты извращать,
На Бутовского ссылаться,
Марксом тону задавать.
____________________________________________
____________________________________________
Прежде Русь стихи писала,
Рифмам не было числа,
А теперь практичней стала:
На проекты налегла!
Предприимчивостью чудной
Переполнились сердца,
Нет теперь задачи трудной,
Каждый план найдет дельца.
Запрудят Неву, каналы
По Сахаре проведут!..
Дайте только капиталы,
Обеспечьте риск и труд...
Да, постигла и Россия
Тайну жизни наконец:
Тайна жизни - гарантия,
А субсидия - венец!
Это строки из поэмы замечательного и, на мой взгляд, совершенно несправедливо забытого сейчас поэта.
Попробуйте по слогу стиха догадаться, кто автор этих строк. А если уж заглянете в поисковик - дополните еще и теми стихами, которые нравятся лично Вам. Буду признательна за такое дополнение!
Действительно, слова из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Современники",актуальны и по сей день...
Что мне нравится у Некрасова?
Блажен незлобливый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!
Ну, процитированный Вами поэт вовсе не забыт. Те, кто вообще помнят, что такое поэзия, его знают и чтут.
По поводу самих стихов отвечу сточками другого поэта, еще сравнительно недавнего, поэтому помнят его лучше: "Так было триста лет назад, и будет так всегда".
А напоследок приведу стихи еще одного поэта (тоже не из тех, кто у всех на слуху). Им почти сто пятьдесят лет, а как будто сегодня написаны:
О, скоро ль минет это время,
Весь этот нравственный хаос,
Где прочность убеждений - бремя,
Где подвиг доблести - донос;
Где после свалки безобразной,
Которой кончилась борьба,
Не отличишь в толпе бессвязной
Ни чистой личности от грязной,
Ни вольнодумца от раба;
Где быта старого оковы
Уже поржавели на нас,
А светоч, путь искавший новый,
Чуть озарив его, погас;
Где то, что прежде создавала
Живая мысль, идет пока
Как бы снаряд, идущий вяло
И силой прежнего толчка;
Где стыд и совесть убаюкать
Мы все желаем чем-нибудь
И только б нам ладонью стукать
В "патриотическую" грудь!..
Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» нравятся. Очень актуально в последнее время с нашей неуловимой директрисой.
Вот мои любимые стихи одного, к сожалению, малоизвестного поэта, написанные много лет назад, но изумительно характеризующие наше время.
ОПОЗОРЕННЫЙ ХРАМ
Вот он перед нами, храм священный, древний,
Ставший балаганом, рынком и харчевней, -
Храм литературы, древле чтимый свято,
Где жрецами были гении когда-то...
Где светильник мысли разгорался ярко,
Где пылало чувство искренно и жарко;
С алтаря ж вздымалось, в стройном клира пеньи,
Жертвенное пламя - пламя вдохновенья,
И поэт, в восторге, с свежими цветами,
Сердце нес для жертвы, полное мечтами...
Но угас светильник, лиры замолчали,
Гении исчезли и цветы увяли...
И в лоскутьях пестрых, гениям на смену,
Гаеры и фаты вылезли на сцену...
Всюду дряблой мысли тщетные усилья -
Как орел, подняться и, вороньи крылья
Распустив над миром, с высоты орлиной
Заблистать избитой, ржавою доктриной...
Но как быть вороне, так и есть ворона, -
Всё с чужого свиста, всё с чужого тона.
Что давно руками школьников измято -
Своего ж ни капли, напрокат всё взято...
Что давно уж стало пошло и избито,
Что давно уж в пятнах, ржавчиной покрыто,
Что назад лет двадцать новизной пленяло,
А теперь, как ветошь, сгнило, полиняло!..
Об одном и том же болтовня всё та же,
Что и попугаи затвердили даже, -
Детские проклятья сверженным кумирам,
Павшим идеалам, позабытым миром...
А наместо старых, в этой тьме унылой,
Новые не блещут благотворной силой!
Ветошь скудоумья фразою мишурной
Прикрывая нагло, в храм литературный -
Вон, толпой крикливой, лезут фарисеи
С краденым елеем к алтарю идеи!
Круглая бездарность, на ходулях стоя,
Корчит публициста, чуть что не героя;
Хам в боярской шапке сыплет, с видом ярым,
Грозные проклятья и хулу боярам;
Вон, врачи выходят важными стопами,
На челе ж их блещет: "Исцелитесь сами! "
Там сипит сатира остротой мещанской,
Здесь, под балалайку, слышен вой гражданский,
И нахально лезет рифмоплетов стая
В храм литературы, грамоте не зная, -
В храм литературы, в храм святой и древний,
Ставший балаганом, рынком и харчевней...
Л. Пальмин
<1877>