Муниципального жилья (принадлежащего городским властям, казне) в дореволюционной России не было вообще, но было «социальное» жилье, то есть жилье для самых необеспеченных и по современной терминологии – «социально незащищенных» - слоев городского населения. Это были дома, содержавшиеся на средства благотворительных, религиозных организаций (приюты, богадельни) и отдельных меценатов. Например, в Москве широко был известен «дом бесплатных квартир» , построенный купцами братьями Бахрушиными на Софийской набережной. Это был прекрасный большой дом (сейчас в нем помещается головной офис компании «Роснефть») , содержавшийся полностью на их средства, в котором бесплатно жили малоимущие горожане.
Важно отметить, что каких-либо финансовых интервенций (пособий, субсидий, дотаций) из бюджета на жилье не было, казна не участвовала в решении жилищного вопроса. Рынок в целом справлялся со всеми проблемами. Только в начале ХХ века благотворительные дома, в основном из-за нестабильности финансирования, стали частично переходить на казенное содержание, т. е. появились зачатки муниципального жилья.
В XIX – начале XX века в России горожане жили в основном в частных домах, государственного или муниципального жилья не было. Частные дома были на одну семью, односемейные – деревянные или каменные (для тех, кто побогаче) , большая часть жителей городов жили в собственных домах. Было, и немало, и многоквартирных домов. Практически все многоквартирные дома были так называемыми «доходными» домами. Доходный дом строился частным лицом – купцом или предпринимателем – на свои деньги для получения прибыли, или «дохода» , путем сдачи квартир внаем жильцам. Этот дом принадлежал хозяину на правах частной собственности, квартиры сдавались внаем по коммерческой цене (разумеется, без всякой приватизации) . Любой человек, увидевший на подъезде, или на воротах дома, или в газете объявление о наличии в доме свободной квартиры, если его устраивала цена, мог заключить договор с хозяином (или управляющим) , зачастую просто устный, и в тот же день вселиться в квартиру.
Не были нужны ни прописка, ни ордер или другие справки и бумаги. Правда, следовало зарегистрироваться в местном отделении полиции, при этом не зарегистрировавшихся строго наказывали. Законы защищали квартиросъемщика от произвола владельца. Если жилец исправно платил квартплату и не нарушал порядка, домовладелец не имел права его выселить. Но если жилец не вносил плату или нарушал порядок, то с помощью полиции быстро оказывался на улице. Конечно, хозяин, домовладелец следил (сам или через своих управляющих и приказчиков) за чистотой и исправностью своего имущества, т. е. дома. Ведь в грязный, неопрятный дом не привлечешь клиентов, плохое состояние дома снижало цену аренды квартир, и соответственно, доходы владельца.
Цены за аренду квартир колебались существенно, но в целом не были высокими, ведь заломивший цену хозяин рисковал остаться без жильцов. Цены регулировал рынок, спрос и предложение, а городская администрация участвовала в регулировании цен тем, например, что домовладелец имел право повышать квартплату только один раз в год. Конечно, цены варьировались в широких пределах: от дорогих, хороших квартир в центре до дешевого жилья низкого качества на окраине или на задних дворах. Дифференциация цен приводила к тому, что в одном доме селились жильцы примерно одного достатка: либо рабочие, мастеровые, ремесленники, либо средний класс – профессора, чиновники, юристы, либо высший – банкиры, аристократы, сенаторы
До сих пор центральные районы Москвы украшают прекрасные многоквартирные дома – бывшие доходные Г. Солодовникова, Ф. Афремова, В. Исакова и др. Согласно тому же упомянутому исследованию, 100% многоквартирных домов в дореволюционной России были именно доходными домами.
MadeleineВысший разум (131695)
16 лет назад
Иногда несколько человек нанимали квартиру вскладчину, и свободную комнату можно было сдать в поднаем. Люди одинокие или с низким достатком (это могла быть и семья) жили в доходных домах гостиничного типа, где не было квартир, а были комнаты, которые сдавались внаем. Наконец, самые бедные снимали койку в ночлежных домах, или «ночлежках» за несколько копеек на ночь (это были самые дешевые доходные дома).
Домовладелец, хозяин управлял своим доходным домом, как правило, эффективно обеспечивая жильцам - комфорт, себе – прибыль, в городскую казну – налоги. Дотации доходные дома не получали, они были рентабельны, это был крупный сектор городского малого и среднего бизнеса. В случае неэффективного управления домовладелец разорялся, дом переходил к другому владельцу или превращался в трущобы, как произошло с известной Хитровкой в Москве, или Вяземской лаврой в Санкт-Петербурге. К чести российских домовладельцев, трущоб в городах России было немного.
MadeleineВысший разум (131695)
16 лет назад
На фото
Угол Трифоновской и Гиляровского, 65 (бывш. 2-й Мещанской) - один из корпусов (для одиноких) дома дешёвых квартир им.Г.Г.Солодовникова (1906-1908, арх. М.М.Перетяткович - проект, арх. Т.Я.Бардт - постройка)
Садовая-Кудринская, 19 - доходный дом М.И.Пестрнецкого с интересным разнообразным фасадом (1912, арх. С.В.Барков)
Ильинка, 5 - Троицкое "подворье", доходный дом Троице-Сергиевой Лавры - первое пятиэтажное здание в Москве (1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко)
Б.Полянка, 54 - доходный дом Я.Демента c рыцарем на фронтоне, в окружении двухэтажных особнячков:(1910-1912, арх. В.Е.Дубовской, Л.Горенберг)
Калашный переулок, 2 - знаменитый "Моссельпром" , достроенный в 1920х рухнувший доходный дом А.И.Титова(1911-1913, арх. Н.Д. и П.Н.Струковы; 1923-1925, инж. В.Д.Цветаев, А.Ф.Лолейт - угловая башня)