В чём заключается специфика научной речи?
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и учебно-научного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
*
предварительное обдумывание высказывания;
*
преимущественно монологический характер речи;
*
строгий отбор языковых средств;
*
стремление к нормированной речи.
Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили) :
*
собственно научный;
*
научно-технический (производственно-технический) ;
*
научно-информативный;
*
научно-справочный;
*
учебно-научный;
*
научно-популярный.
бщими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
*
научная тематика текстов;
*
обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции) ;
*
логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи;
*
точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью;
*
доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения;
*
объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения;
*
насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов:
1.
Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (т. е. научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфоло-гические формы.
2.
Межстилевые единицы, т. е. языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.
3.
Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
Общая стилистическая строгость,
обилие специальных терминов,
обилие пространных цитат,
допустимы устные ссылки,
допустимы исчисления и формулы
В том, что в ней преобладают научные термины, принадлежащие той или иной области знаний.