Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто такой Брахма?

danil gafarov Ученик (108), закрыт 5 лет назад
Лучший ответ
Татьяна Милюкова Знаток (446) 7 лет назад
Бра́хма — др. -инд. Brahmд, основа brбhman
В индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (Тримурти). В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается, что это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Брахма совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, Брахма — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. Брахма играет важную роль в основных системах индуистского умозрения.

В ведах Брахма как бог — создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Брахмой [1]. Характерно, что в эпосе за Брахмой в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются:

Тваштри — «творец»,
Дхатри — «установитель»,
Видхатри — «распределитель»,
Локагуру — «наставник мира»,
Парамештхин — «высочайший» и т. п.,
сохраняется за ним и эпитет Праджапати — «владыка сущего», «перворождённый».
Брахму изображают:

красным,
лотосооким,
с бородой,
у него четыре лица,
четыре тела
восемь рук, в которых:
четыре веды,
жезл,
сосуд с водой из Ганга,
жертвенная ложка,
иногда цветок лотоса,
жемчужное ожерелье и
лук.
Брахма «подобен тысяче солнц» [2], сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде.

Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII):

Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах;
проведя в яйце год [3], он силой мысли разделяет яйцо на две половинки;
из одной создаётся небо, из другой — земля;
между ними возникает воздушное пространство;
далее появляются пять элементов [4], мысль, а ещё позже — боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений [5];
сам Брахма разделяется далее на две части — мужскую и женскую;
после этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны.
Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир. В этой связи Брахме противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Брахма не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной:

Брахма живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет;
день Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения;
день Брахмы состоит из тысячи «больших веков» (махаюг), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет;
каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (юги): критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу;
после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Брахмой.
Остальные ответы
Djuli Ученик (239) 5 лет назад
Изучайте индийскую мифологию.
Похожие вопросы