Для чего в электрическом двигателе нужен коллектор и щетки? Какую роль они выполняют?
Коллектор обеспечивает подачу тока от щеток на ротор таким образом, что магнитное поле ротора образует с магнитным полем статора угол оптимальный для работы мотора.
По сути коллектор и щетки преобразуют постоянный ток подведенный к мотору в переменный ток ротора, частота которого пропорциональна скорости вращения ротора. Поэтому даже в моторах постоянного тока, сердечник ротора набирают всегда из пластин, а не делают монолитным, как сердечник статора.
Не просто подачи - а с переключением обмоток.
Ротор коллекторного двигателя состоит из нескольких сегментов - обмоток - электромагнитов, которые надо переключать, чтобы то одна, то другая, то третья, то..., притягивалась к статору (постоянному или электро- магниту) и за счет этого ротор вращался.
Ламели (ответные контакты для щеток) и обмотки устроены и подключены так, что в любом положении ротора напряжение подается на "следующую" обмотку, затем опять на "следующую" и т. д.
Возможен бесколлекторный мотор - в нем обмотки на статоре (а ротор - постоянный магнит или просто железка), а переключают обмотки статора - либо электроникой, либо сдвигом по фазе.
Электрощетки служат они для отвода и подвода электрического тока на коллекторах, а так же на контактных кольцах двигателей.
В зависимости от необходимых условий коммутации применяются: угольнографитные, графитовые, электрографитированные, меднографитные, металлографитные.
Посмотреть электрощетки можно здесь [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

для передачи электроэнергии к ротору
п. с. и для коммутации обмоток коллектором