Для чего эта труба на хвосте самолета?

Она самая, вспомогательная.
На некоторых аэропланах их по две.
***
ТА-12 - авиационный вспомогательный газотурбинный двигатель разработан в 1979 г. на ОАО НПП "Аэросила" для установки на самолётах Ан-70, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Бе-200, Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС, Ту-154М, Ту-160 и Ту-204. Двигатель ТА-12 производится на ОАО "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика". ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей, кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться в любых климатических зонах при температуре окружающего воздуха до ±60°C Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера постоянного тока на высоте до 4500 м.
P.S. Вопрос мог быть закрыт три недели назад.
.

Это сопло ВСУ - вспомогательной силовой установки.
Она нужна для запуска двигателей, а также для электропитания и кондиционирования самолёта, когда двигатели выключены. Может, обращали внимание при посадке в самолёт: двигатели выключены, но от самолёта идёт характерный шум реактивного двигателя? Это работает ВСУ.
Это ВСУ (вспомогательная силовая установка) – небольшой реактивный двигатель. Он используется для поддержки систем электричества и кондиционирования воздуха, когда не действуют основные двигатели, или для того чтобы дополнить их, когда они работают. На всех современных самолетах есть ВСУ. Она, как правило, расположена в конце фюзеляжа под хвостом. Если вы поднимаетесь на борт по открытому трапу, и вам кажется, что вокруг вас работают десять тысяч фенов, знайте – это ВСУ
дополнительный источник энергии, пока двигатели не запущены. Энергоустановка.
ВСУ, вспомогательная силовая установка.
И это действительно выхлопная труба от неё.