Top.Mail.Ru
Ответы

Иконоборцы, почему вы не отличаете икону ты идола и не понимаете, что икона, это не идол?

Прежде чем утверждать, что икона, это идол,
прочтите то, что я вам процитировал:

Многие люди, не вполне разбирающиеся в православной вере, считают, что догмат об иконопочитании напрямую противоречит второй заповеди об идолопоклонстве. Давайте посмотрим, так ли это.

Для начала обратимся к Православному Катехизису.

● 1) 517. ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКОН ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

«Употребление святых икон противоречило бы второй заповеди в том случае, (sic!) если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики и предметы»
(см. святой Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серенскому епископу).

Как видим, иконы в данном случае фактически называются "живописным Евангелием". Подобное сравнение встречалось и прежде.

● 2) Просил ли Иисус когда-либо писать Его иконы?

Преподобный Феодор Студит, отвечая на этот вопрос, сказал: "Спаситель нигде не повелел начертать даже краткое слово, однако Его образ начертан апостолами и сохраняется до настоящего времени; что изображено посредством бумаги и чернил, то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала".

Как видим, иконы опять сравниваются с Евангелием.

Теперь, давайте обратимся к Священному Преданию.

Согласно Священному Преданию, Господь Сам сотворил первое Свое изображение. В период с 8 по 45 годы по Р. Х. правителем Озроэны был Авгарь V Черный, прозванный так, потому что страдал от "черной" проказы. Узнав от своих подданных об Иисусе Христе и Его чудесах, царь Едессы отравил посланника к Спасителю с приглашением приехать во дворец и исцелить его проказу. Господь отказал царю в личном посещении, но, чувствуя отчаянный призыв человека о спасении, обещал оказать помощь и даровать ему исцеление. Омыв Свое лицо, Он попросил чистый плат и отерся им. Непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика Спасителя. Получив этот плат, царь тотчас исцелился.

Но это было нерукотворное изображение. Кто же был автором первой РУКОТВОРНОЙ иконы? Предание дает ответ и на этот вопрос. Первым иконописцем был Евангелист Лука, написавший икону Девы Марии.

***

Как видим, Предание дает вполне ясные и логичные объяснения появлению иконописи. Однако, каково библейское отношение к иконам? Как относились ветхозаветные праведники к своим святыням?

Как видим, это отношение всегда было одинаковым.

●"Поклонюся святому храму Твоему"
(Пс. 5, 8)

●"И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня"
(Чис. 2,6)

●"Иисус Навин разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера..."
(Нав. 7,6)

●В 35-36 стихах 10-й главы книги Чисел ковчег завета олицетворялся с Господом:

"Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!"

Да и внешние формы поклонения святыням отображены в Библии. В 30-й главе книги Исход, в стихах 1-9м и 25-38м дается указание на воскурение фимиама перед предметами и изображениями, посвященными Богу, а так же на освящение их:

Дополнен

●"...И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его... На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им; это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши."
●"...там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым."
(Исх. 25:22)

Напрашивается вопрос - если священные изображения (да и вообще какие бы то ни было изображения) на самом деле запрещены, то тогда ЗАЧЕМ:

● Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – «во Святом-святых»?
(Исх. 25, 10 - 17; 26, 33-34).

● Зачем Бог так же повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета?
(Исх. 25, 18-22);

● Зачем Он наказал сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища
(Исх. 26,31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма?

● Зачем было делать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен?
(Исх. 26, 1-37).

Дополнен

● Мы так же знаем, что построив иерусалимский храм, Соломон, по образу скинии, поставил в нем, в самой средине «Святое-святых», два изготовленных из кипариса и позолоченных изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг с другом, другими достигали противоположных сторон храма (3 Цар. 6, 23-28; 2 Пар. 3, 10-13); изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3 Цар. 6, 29; 2 Пар. 3, 7), а также соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2 Пар. 3, 14). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх. 9, 3).

Как говорил Василий Великий: "...Мы поклоняемся иконам, воздавая поклонение не веществу, но посредству их тем, кто на них изображается. И эта воздаваемая честь переходит на первообраз".

То есть при использовании икон, все поклонение переходит на Первообраз, а не на образ. А значит, православные христиане ничем не нарушают вторую заповедь об идолопоклонстве.

Дополнен

Время вопроса 16:45 09.11.2017

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
7лет

А они и не хотят ни в чем разбираться и даже слышать ничего не хотят. У них фарисейский взгляд на вещи.

Аватар пользователя
Мастер
5лет

Уважаемый, вы опоздали с этим вопросом. Иконоборцев уже больше тысячи лет как нету.

Аватар пользователя
Знаток
7лет

Это следует передать в коллекцию софистики.
При наличии прямых, ясных, недвусмысленных указаний, не делать изображений для поклонения, сделана довольно уверенная, хотя и очень многословная, а потому - малоубедительная, попытка доказать обратное - что изображения для поклонения делать, якобы, можно и нужно.

Аватар пользователя
Просветленный
7лет

У меня вопрос к докладчику: а разве смысл изменится, если в процитированном Катехизисе заменить слово "икона" на "идол"? Ну, там: идол употребляется как изображение священного и предназначен для благоговейного воспоминания славных деяний Перуна? Чем статуя от картины в этом смысле отличается?

Чем "боготворение" отличается от почитания-то? Когда бьют поклоны статуе Зевса - никто ж не думает, что перед ними лично Зевс: предполагается, что это - образ.

Аватар пользователя
Оракул
7лет

проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
16. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь.
17. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
18. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.
19. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь.
20. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
21. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь.
22. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
23. Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь.
24. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь.
25. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь.
(Книга Второзаконие 27:15-25)
Что невинного убивать что идолам молиться разницы нет в глазах у Бога.