Особенности развития детей, лишенных родительской заботы
Петрищева Оксана Викторовна, педагог-психолог
Разделы: Школьная психологическая служба
Цель: понимание специфики психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поиск эффективных средств и способов в работе с детьми, лишенных родительской заботы.
1. Приветствие
2. Мозговой штурм
– Давайте вспомним и проанализируем такие аспекты наших воспитанников, как успешность в учебной деятельности, мотивацию в достижении каких-либо целей, индивидуальность, коммуникативные способности.
3. Вводная часть
Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали приюты и прочее.
Признание пагубности взросления детей без родителей и начало научного осмысления этого явления относится к началу XX века. Первая, а затем Вторая мировые войны, мощные экономические кризисы и социальные потрясения привели к появлению множества покинутых детей, детей без родителей, эвакуированных, перемещенных, оказавшихся в концентрационных лагерях. Такие дети заполнили больницы, детские дома, дома ребенка. Среди них было множество совсем маленьких, даже младенцев.
Депривация – неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения – отделения, имеющего пагубные последствия.
Для более точного понимания психологического содержания понятия «депривация» проведем аналогию между психической депривацией и депривацией биологической. Биологическая депривация порождается недостатком белков, витаминов, кислорода и приводит к серьезным нарушениям в развитии организма. Соответственно, психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, устойчивых эмоциональных связей. В обоих случаях происходит своего рода «голодание», результаты которого – как бы ни был различен их механизм – проявляются в ослаблении, обеднении, хирении организма и психики.
Различают парциальную депривацию – когда не удовлетворена какая-либо одна потребность и полную (тотальную) – когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером последней является лишение ребенка материнской любви – материнская депривация.
Рассмотрим те виды депривации, которые в наибольшей степени, помимо материнской, важны для изучения развития детей, лишенных нормальной родительской заботы.
4. Основная часть
4.1. Сенсорная депривация
Сенсорная депривация возникает, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий так же используется понятие обедненная среда, а в последнее время – обедненная информационная среда.
В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшийся в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа.
Продолжение в ссылке:
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.______xn--p1ai/статьи/657010/(Удалить пробел_____).