Дмитрий Низяев
Искусственный Интеллект
(860180)
6 лет назад
Вот же засада. Учитель денежку получил - а объяснять должен кто-то посторонний. Несчастная страна...
О-кей, музыка все-таки ценнее денег.
"Простой" размер - двух- или трехдольный. Он называется так потому, что не "распадается" при восприятии на составные части, на участки такта.
"Сложным" называется размер, в котором имеются относительно сильные доли. Например, в размере 4/4 - 1я доля сильная, а 3я - относительно сильная. На слух этот размер нетрудно спутать с 2/4 (как часто и случается). Или размер 6/8 - может иметь относительно сильную долю на 4й восьмушке, а может иметь даже две - на 3й и 5й. И соответственно "распадается" условно на два суб-такта по 3/8, или на три - по 2/8.
Или есть размер 5/4, к примеру. В нем относительно сильная доля может быть 3й или 4й - и от этого действительно зависит характер музыки, распределение штрихов и т. п.
Есть примеры, когда музыка на слух воспринимается, будто имеет переменный размер, а на самом деле меняется только группировка. Например, ритмика в размере 6/8 типа "та-ра-та, та-ра-та | та, та, та" - размер остается тем же, но в первом такте восьмушки сгруппированы по три (одна относительно сильная доля посреди такта), а во втором - по две (и две относительно сильных доли). Очень яркий эффект, его часто используют в шоу-бизнесе.
"Переменный размер" - это когда размер меняется от такта к такту. Те же 5/4, например, можно записать как чередование тактов по 2/4 и 3/4. Во многих народных песнях (или стилизациях под них) посреди куплета может неожиданно встретиться такт с другим размером.
Александр
Просветленный
(43583)
6 лет назад
Начнём с того, что все тактовые размеры берут своим началом какую-то одну основную длительность. Чаще всего четверть или восьмую, но теоретически это может быть любая длительность.
Потом эта единица времени отсчитывается нужное количество раз. В обозначении тактового размера нижняя цифра - это единица счёта, верхняя цифра - количество этих единиц в такте.
Например, размер 5/4 означает, что мы взяли четверть и отсчитали её пять раз. 12/8 означает, что один счёт равняется восьмой ноте, а считаем мы за один такт двенадцать раз. И т. д.
Простые размеры - двудольные и трёхдольные. То есть те размеры, где мы считаем всего лишь до двух или до трёх. 2/4, 3/4, 2/8, 3/8, 2/16, 3/16
Сложные размеры состоят из разных комбинаций простых размеров. В зависимости от этого сложные размеры бывают составные и смешанные.
Сложные составные размеры составлены только из двудольных или только из трёхдольных размеров.
Например, 4/4 - в этом размере есть дважды по 2/4.
6/8 - в этом размере есть дважды по 3/8.
12/8 - в этом размере есть 4 группы длительностей по 3/8.
Сложные смешанные - это те размеры, где при образовании такта сочетаются и двудольные, и трёхдольные размеры одновременно.
Например, 5/4 - это 2/4 плюс 3/4.
11/8 - это обычно трижды по 3/8 плюс 2/8.
7/8 - дважды по 2/8 плюс 3/8.
Очерёдность простых размеров внутри сложного может меняться в зависимости от фразировки. Т. е. для одной композиции 10/8 будут считаться как 2+3+2+3, а для другой 3+3+2+2. Это можно определить по расстановке акцентов и ритмике аккомпанемента.
Сложные размеры, как составные, так и смешанные, обычно просчитываются, используя цифры до трёх. Тем самым подчёркивается способ организации фрагмента. Т. е. например для 7/8 счёт может быть "Раз-два-три-раз-два-раз-два". На "раз" при этом делается ударение. Никто никогда не пытается считать до 7 или 12.
Но иногда бывает удобно использовать произвольно выбранную считалочку с подходящим количеством слогов.
Известна считалочка на 11 слогов "Римский-Корсаков совсем с ума сошёл", с помощью которой студенты музыкальных училищ осваивают часть оперы "Садко".
Что же касается переменного размера - это та ситуация, когда в пределах одного произведения тактовый размер меняется.