ГАЛИНА
Высший разум
(2395986)
6 лет назад
В сборнике "Повести Белкина" представлено, как в разрезе,
русское общество; от "высших этажей до низших".
"Повести Белкина" нечто большее, чем пять новелл,
следующих друг за другом.
Они образуют единство, внутренние мотивы повторяются,
одна повесть требует для себя дополнения в другой и
усиления через другую.
В цикле новелл меняется значение каждой новеллы
в отдельности.
Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так
стремился и в жизни, и в литературе.
В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование,
здесь вся жизнь человека была подчинена *жажде мести*.
Мы вместе с Пушкиным в недоумении :
зачем была дана человеку жизнь?
В "Метели" герои следуют духу *судьбы*, доверяются
Божьему промыслу.
Это уже движение вверх, здесь нет места пустому
существованию человека, но и активной позиции
человека тоже нет.
В "Гробовщике", кажется, *живая жизнь навсегда
вытеснена смертью*, но после кошмарного сна
для гробовщика наступает пробуждение от
власти денег, власти смерти.
Способность избавиться от собственных пороков-
это уже более высокая ступень в развитии человека.
В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит
суровый приговор уродливым социальным отношениям,
которые разрушают живую жизнь, но которая всё
равно пробивается в любви главного героя к дочери,
к чужим детям, её обретает в конце концов и героиня.
(тема"маленького человека")
В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного
к социальному.
В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все
предрассудки - и личные, и социальные - это уже
прорыв в *мир идеала*, торжество живой жизни,
к которой так стремился Пушкин.
** обозначена гл. мысль