


Можно под номерами ответить
ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
Прочитайте стихотворение А. Блока «Россия» (1908) из лирического цикла «Родина» . Выполните задания и ответьте на вопросы.
1. Известно, что Блок «примерял» это название к разным стихотворениям цикла. Почему именно на это стихотворение пал окончательный выбор автора?
2. Как развивается центральный образ стихотворения? Можно ли уподобить отношения Блока к России сыновнему чувству, любви сына к матери, как это было в лирике Н. А. Некрасова? Докажите, что Россия у Блока – прежде всего лирический образ.
3. Обратите внимание на обилие эмоционально насыщенных эпитетов характеризующих внутреннюю противоречивую сущность Руси («Нищая Россия» , «избы серые» , «разбойная краса» , «прекрасные черты» и т. п.) . В чем проявляется «двуликое» начало России-девы, России-жены?
4. Охарактеризуйте образ лирического героя произведения. Что доминирует в его отношении к «нищей» России, что стоит за признанием: «Тебя жалеть я не умею» ? Обратите внимание на экспрессивные формы поэтической речи (вопросы, восклицания, умолчания) , носящие дополнительные оттенки в лирическое высказывание.
5. Какова композиционная роль последней строфы стихотворения? В чем музыкальность, смысловая завершенность ее строения? Объясните авторскую формулу « И невозможное возможно…» . Соотнесите ее с высказыванием Блока: «Все будет хорошо, Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться» (из записной книжки от 22.04.1917г. )
6. Каковы жанровые особенности этого стихотворения? Соотнесите его с лирикой 19 века («К Чаадаеву» А. С. Пушкин, «Родина» М. Ю. Лермонтова, «Умом Россию не понять.. » Ф. И. Тютчев, «Родина» Н. А. Некрасова) . Что роднит его с традицией и что отличает? помогите плиз
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный,
самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье
или погибель” - написал А. Блок в 1908 году.
Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна.
Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная
и гордая. Блоковская Русь – вечная незнакомка, одинокая в
густо населенном мире. Она то Прекрасная Дама в красивых
кольцах, то нищенка “в лоскутках лохмотий”.
Русь у Блока грешна и чиста одновременно и вечно “в тайне
почивает”. Поэт видит, знает все темное и дурное, что
свойственно его родине, но, и негодуя, и скорбя, он говорит:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Настроение, которое создаёт Блок в стихотворении, медленно
переходит от печального к торжественному. Чтобы усилить
чувство печали и грусти на фоне нищеты, Блок использует
звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот
"серенький" день российских будней, услышать хлюпанье грязи
под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.
Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных:
"т" (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет,
забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); "ш"
(не пропадёшь, не сгинешь, лишь).
В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных,
что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину,
надежду на светлое будущее.
"И невозможное возможно, Дорога долгая легка..." -появляется
какой-то шанс, надежда на лучшее!..
В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит
(избы серые), что подчеркивает любовь автора к любой России,
даже нищей.
Последняя строфа особенная, состоит из шести строк.
В ней Блок перечисляет черты, присущие России.
Дороги, дали, песни ямщика, "мгновенный взор", то есть
проникновенность души – всё это чисто российские реалии.
"И невозможное возможно, Дорога долгая легка..." -появляется
-то шанс, надежда на лучшее!..
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные
колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь
чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”,
“звенит тоской острожной”.
Сравнение – “как слезы первые любви”.
С их помощью Поэт создает образ дороги и Родины, говорит о
долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также
показывает, что в любом случае самое главное – это любовь.
С учетом того, что Россия для Блока была частью образа
Вечной женственности, этот мотив прописан особенно
выразительно.