


О чём данное стихотворение?
О чём стихотворение Беллы Ахмадулиной "Ларец и ключ"? Написано, что оно посвящено Осипу Мандельштаму. "Когда бы этот день - тому, о ком читаю:", тот о ком она читает - это Осип? И что за день? Можете, пожалуйста, по срокам разобрать стих-е?
Ларец и ключ
Осипу Мандельштаму
Когда бы этот день — тому, о ком читаю:
де, ключ он подарил от… скажем, от ларца
открытого… свою так оберёг он тайну,
как если бы ловил и окликал ловца.
Я не о тайне тайн, столь явных обиталищ
нет у неё, вся — в нём, прозрачно заперта,
как суть в устройстве сот. — Не много ль ты болтаешь? –
мне чтенье говорит, которым занята.
Но я и так — молчок, занятье уст — вино лишь,
и терпок поцелуй имеретинских лоз.
Поправший Кутаис, в строку вступил Воронеж —
как пекло дум зовут, сокрыть не удалось.
Вернее – в дверь вошёл общения искатель.
Тоскою уязвлён и грёзой обольщен,
он попросту живёт как житель и писатель
не в пекле ни в каком, а в центре областном.
Я сообщалась с ним в смущении двояком:
посол своей же тьмы иль вестник роковой
явился подтвердить, что свой чугунный якорь
удерживает Пётр чугунною рукой?
«Эй, с якорем!» — шутил опалы завсегдатай.
Не следует дерзить чугунным и стальным.
Что вспыльчивый изгой был лишнею загадкой,
с усмешкой небольшой приметил властелин.
Строй горла ярко наг и выдан пульсом пенья
и высоко над ним — лба над-седьмая пядь.
Где хруст и лязг возьмут уменья и терпенья,
чтоб дланью не схватить и не защёлкнуть пасть?
Сапог — всегда сосед священного сосуда
и вхож в глаза птенца, им не живать втроём.
Гость говорит: тех мест писателей союза
отличный малый стал теперь секретарём.
Однако — поздний час. Мы навсегда простились.
Ему не надо знать, чьей тени он сосед.
Признаться, столь глухих и сумрачных потылиц
не собиратель я для пиршеств иль бесед.
Когда бы этот день — тому, о ком страданье —
обыденный устой и содержанье дней,
всё длилось бы ловца когтистого свиданье
с добычей меж ресниц, которых нет длинней.
Играла бы ладонь вещицей золотою
(лишь у совсем детей взор так же хитроват),
и был бы дну воды даруем ключ ладонью,
от тайнописи чьей отпрянет хиромант.
То, что ларцом зову (он обречён покраже),
и ульем быть могло для слёта розных крыл:
пчелит аэроплан, присутствуют плюмажи,
Италия плывёт на сухопарый Крым.
А далее… Но нет! Кабы сбылось «когда бы»,
я наклоненья где двойной посул найду?
Не лучше ль сослагать купавы и канавы
и наклоненье ив с их образом в пруду?
И всё это — с моей последнею сиренью,
с осою, что и так принадлежит ему,
с тропой — вдоль соловья, через овраг — к селенью,
и с кем-то, по тропе идущим (я иду),
нам нужен штрих живой, усвоенный пейзажем,
чтоб поступиться им, оставить дня вовне.
Но всё, что обретём, куда мы денем? Скажем:
в ларец. А ключ? А ключ лежит воды на дне.
июнь 1988
Белла Ахмадулина воспринимает творчество
Осипа Мандельштама как тайну, об этом
заявлено уже в первой строфе стихотворения «Ларец и ключ»:
"Когда бы этот день – тому, о ком читаю:
де, ключ он подарил от... скажем, от ларца
открытого... свою так оберег он тайну,
как если бы ловил и окликал ловца"
Ахмадулина запечатлела идеальный портрет Поэта:
«Строй горла ярко наг и выдан пульсом пенья
и высоко над ним – лба над-седьмая пядь»
Тайна и ларец, который «просто открывался»,
у Ахмадулиной выступают синонимами поэзии.
Мандельштам воплощён как поэт, находящийся в оппозиции к власти.
В стихотворении власть персонифицирована в образе
воронежского памятника Петру, памятник оживает,
вступает в конфликт с опальным поэтом:
«Эй, с якорем!» – шутил опалы завсегдатай.
Не следует дерзить чугунным и стальным.
Что вспыльчивый изгой был лишнею загадкой,
с усмешкой небольшой приметил властелин».
Также упомянута воронежская ссылка поэта:
«Поправший Кутаис, в строку вступил Воронеж»
Итак,

Вкратце:
Белла сидела и пила винище.
К ней приперся некто донельзя душный и стал рассказывать новости.
Белла его выперла и стала мечтать о нормальном мужике.
Об отсутствии нормального мужика она и сокрушается до конца текста всеми словами, которые знает, чтобы никто ничего не понял.
Прочти - узнаешь.