


Я скушаю вкусное яблочко
Откуда исторически пошла идея счастья «пикового опыта»?
Когда слово «счастливый» впервые вошло в английский лексикон, — примерно в середине XIV века, — его значение было ближе к «удачливому», поскольку статус, здоровье и счастье конкретного человека зависели от произвольных решений Бога (по католической традиции). Скорее всего, слово «удача» («luck») появилось первым, затем — «счастливый» («happy»), а из них уже образовалось такое слово, как «случайность» («happenstance»). «Счастливый» не значил «радостный» вплоть до XVI века, и только в середине XVII века автор «Левиафана» Томас Гоббс оценил счастье как бесконечный процесс накопления объектов желания, переопределяя его как субъективное, изменчивое чувство, основанное на наших желаниях.
«Блаженство этой жизни, — писал Гоббс в 1651 году, — состоит не в том, чтобы покоиться с удовлетворенным умом. Ибо нет таких конечных целей (конечной цели) и суммы сумм (величайшего блага), о которых говорится в книгах старых философов-моралистов».
Гоббс считал, что счастья можно достичь осмысленно, гонясь за приятными переживаниями. Он полагал, что удовлетворение не бывает стабильным, неизменным («покоиться с удовлетворенным умом»), и косвенно целился в Эпикура («в книгах старых философов-моралистов»); счастье, полагал он, нужно постоянно искать, его скользкая и мимолетная природа интерпретируется скорее как особенность, чем как ошибка. Если нужно было бы сказать, откуда взялась современная концепция счастья «пикового опыта», то аберрантную идею Гоббса, вероятно, стоит считать точкой старта.
Думающий человек никогда не сможет быть счастлив, если не разрешит для себя вопрос смысла жизни и смерти