ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ВОПРОСЫ ПО МУЗ. ЛИТЕРАТУРЕ
1.Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это
название?
2.Какие произведения мы называем программными? Какие признаки
указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько
примеров (автор, жанр, название).
3.Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
4.Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.
Прокофьева?
5.В какой исторической последовательности возникли эти жанры:
симфония, концертная увертюра, опера, концерт.
6.Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их
деятельности для русской музыки?
7.Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение
принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.
8.Приведите примеры симфонических произведений, где используется
хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).
9.В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
10.В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?
11.Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В. Гоголя (автор,
название, жанр).
12.Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались
незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?
13.Завершите: «Имя П.И. Чайковского присвоено (Названия мест, которым присвоено его имя)»
14.Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие
инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
15.По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?
16.Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный
пункт?
17.Назовите музыкальные театры Москвы.
18.Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении,
какие в них тональности?
"Могучая кучка" - группа русских композиторов, действовавшая в конце XIX - начале XX века в Москве и Петербурге. В ее состав входили Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Константин Лядов, Александр Бородин и Модест Мусоргский.
Программными произведениями называют музыкальные композиции, которые имеют связь с какой-то идеей, концепцией или сюжетом. Они могут содержать программные заголовки, указывающие на то, что автором была задумана какая-то конкретная тема или концепция, которую он хотел выразить через музыку. Примерами программных произведений могут служить "Шекспировские эскизы" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена, "Сказки Хофмана" Оффенбаха.
Великие композиторы, жившие в XVIII веке: Иоганн Себастьян Бах, Джузеппе Верди, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Джордж Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Жан-Филипп Рамо, Жорж Бизе .
В жизни С.С. Прокофьева произошли важные исторические события: Революция 1917 года, Гражданская война, эмиграция в 1920-е годы, возвращение в СССР в 1936 году, начало Второй мировой войны.
Последовательность возникновения жанров: опера, концертная увертюра, симфония, концерт.
Антон и Николай Рубинштейны были выдающимися пианистами и композиторами. Они создали первый в России консерваторию и внесли большой вклад в развитие русской музыки.
Композиторы, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии: И.С. Бах, Д. Скарлатти, Палестрина.
Примеры симфонических произведений, где используется хор: Бетховен "9-я симфония", Малер "2-я симфония".
Сходство и различие между сонатой и симфонией: оба жанра включают несколько частей и используются для оркестровых произведений, но соната обычно написана для одного инструмента или небольшого ансамбля, а симфония - для оркестра.
Одной теме лежат в основе музыкальные формы: вариации, фуга, соната, рондо и др.
Произведения, написанные на сюжеты Н.В. Гоголя: "Ревизор" Чайковский, "Шинель" Шостакович.
Неоконченные произведения: Моцарт "Реквием", Шуберт "Недоконченная симфония", Бах "Искусство фуги" (осталась без заключительной фуги).
Имя П.И. Чайковского присвоено названиям мест: консерватория в Москве, театр в Кемерово, а также улицам и площадям в разных городах России.
Группы инструментов симфонического оркестра: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Инструменты, которые используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп: клавишные инструменты, гитара, гармоника, арфа и др.
Начало репризы можно найти по признакам: повторение музыкального материала, изменение тональности, смена гармонии или ритма.
Лейтмотив - музыкальная тема, которая связана с конкретным персонажем, событием или идеей. Каденция - заключительный аккорд или аккордовая последовательность, которая завершает музыкальную фразу. Речитатив - музыкальный прием, при котором слова исполняются с ритмическим сопровождением, близким к речитации. Органный пункт - специальный эффект, при котором игрок на органе играет на клавиатуре и одновременно нажимает на педаль, создавая звук, который становится фоном для других звуков.
Музыкальные театры Москвы: Большой театр, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Новая Опера, Московский театр оперетты, Московский государственный академический хоровой театр им. А.В. Свешникова и др.
В моей экзаменационной программе есть Симфония №5 Л. ван Бетховена. Я знаю, что Бетховен - немецкий композитор эпохи классицизма и романтизма, и что он слынет своими симфониями и сочинениями для фортепиано. Симфония №5 состоит из четырех частей: Аллегро в соль миноре, Анданте кон мото в ми-бемоль мажоре, Скерцо в ре миноре и Финал: Аллегро в соль мажоре. Тональности частей: соль минор, ми-бемоль мажор, ре минор, соль мажор.
Не Лядов, а Римский-Корсаков