Top.Mail.Ru
Ответы

Родная литература Вопросы к зачету

Родная литература
Вопросы к зачету
1. Мифология народов Северного Кавказа. Эпос нартов.
2. Фольклор казаков Ставрополья.
3. А.С. Пушкин на Северном Кавказе. Образ Кавказа в творчестве поэта.
4. Декабристы-литераторы на Северном Кавказе.
5.
Образ Кавказа и КМВ в творчестве М.Ю. Лермонтова.
6. Л.Н. Толстой: истоки творчества. Произведения Л.Н. Толстого Кавказе.
о
7. Литераторы 1 пол. ХХ в. на Северном Кавказе. М.А. Булгаков, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М. Горький, А. Ахматова, А.И. Куприн, Б. Пастернак - кавказские впечатления.
8. Творчество ставропольских и северокавказских писателей и поэтов. К. Хетагуров: жизнь и творчество.
9. Творческий путь В.Я. Абрамова. 10.Творческий путь И.Д. Сургучева.
11.Творческий путь А.И. Солженицына. Анализ одного из произведений писателя.
12.Биография и творческий путь А.Т. Губина. Проблематика рассказов и романа «Молоко волчицы».
13.Биография и творческий путь Р. Гамзатова. Тема Родины в лирике Р. Гамзатова.
14.Великая Отечественная война в осмыслении ставропольских писателей поэтов А.М. Исакова, В.Д. Марыцнского (Растеряева), В.А. Ашеулова, И.В. Капшурова, И.С. Романова, Екимцева А.Е., Кузнецова И..В., Гнеушева В. и Попутько А.
15.Поэтическое Ставрополье 2 пол. Х в. Художественное свособразие лирических произведений современных ставропольских поэтов: Рыбалко, А. Моисеннко, В. Слядневой, Е. Гончаровой.
c. 16. Современная литература Ставрополья: творчество Фатеева Г.С. Шумарова Г.М., Литовки Л.К.

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

11.В журнале "Новый мир" было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и "Матренин двор". Рассказ, по словам писателя, "полностью автобио­графичен и достоверен". В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи,- качествах, которые умещаются в праведнике, без которого "не стоит село".

Суть рассказа
Это- история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни.
Повествование ведётся от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя.
Описанное в рассказе датируется 1956 годом - прошло три года после смерти Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

В рассказе три центральные темы:образ России,
образ русского национального характера,
образ женской судьбы

Композиция
Рассказ разделён на три части:
Первая часть- история рассказчика Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Он - бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти работу, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями.
Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: "Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша".

Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей и возненавидел её и брата за предательство.
В третьей части рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Матрена - человек, который готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе.Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены сельчане просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность.
Идея
Раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Потери никто не осознаёт.
Автор демонстрирует бренность материального и учит не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.
Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.