РУССКИЙ ЯЗЫК КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) удавалось раньше немногим (5) считались рыбами.
1)1,3 2)2,4 3)3,5 4)2,5
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему красивой.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно¬вые леса (1) и вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч (2) должно быть (3) потому (4) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы.
1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)3,4 4)1,2,4
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места
1) Если ты попал к зубному врачу, то стисни зубы и терпи!
2) Мы пошли по пляжу в ту сторону, куда поехал Игорь.
3) Надо поймать тот час, когда лучи солнца начнут прорезывать лес.
4) В 1844 году мне пришлось поселиться там, где погиб ве¬ликий поэт.
5. Определите тип подчинения придаточных пред¬ложений в составе сложноподчиненного:
1 — однородное 2 — параллельное 3 — последовательное
Не порывай нить дружбы, ибо останется узел, если придется ее связывать.
6. Определите тип придаточного предложения:
А — определительное, Б — изъяснительное, В — обстоятельственное.
1) Он верил в судьбу, потому что надежды по¬чти не осталось.
2) В зелёных лугах течёт речка, что так дорога моему сердцу.
3) Тренер знал, как будут проходить соревнования.
7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)
8. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)
9. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Все шло хорошо, но, когда стемнело, мы за¬блудились.
2) Швабрин признался, что был кругом виноват и просил меня забыть о происшедшем.
3) Ополченцы привезли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
10. Сколько грамматических основ в предложении?
Вода сегодня такая тихая, что кулик над водой и его отражение в воде были совершенно одинаковые.
11. Синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены):
Это мгновение в течение которого Валя смотрела на паренька решило дело в его пользу.
1. 4). 2,5.
[ Долгое время киты, (2) (наблюдать которых удавалось раньше немногим), (5) считались рыбами.
Запятые в сложноподчинённом предложении выделяют придаточное определительное, стоящее посередине главного.
2. 2). 1,2,3,4.
[ Митя часто просто любовался сестрой], (1) и, (2) (даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то), (3) (что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице), (4) [ Любаша казалась ему красивой].
Запятая 1 разделяет части сложносочинённого предложения.
Запятые 2, 3 и 4 выделяют придаточные предложения в составе сложноподчинённого.
3. 1). 1,2,3,4.
[Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосновые леса], (1) и [вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч], (2) (должно быть, (3) потому, (4) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы).
Запятая 1 разделяет части сложносочинённого предложения. Запятая 4 в сложноподчинённом предложении выделяет придаточное.
Запятые 2 и 3 выделяют вводную конструкцию.
4. 4).
[В 1844 году мне пришлось поселиться там] (где?), (где погиб великий поэт).
Сложноподчинённое предложение с придаточным места.
5. 2 -- параллельное подчинение придаточных.
6. 1) В, 2) А, 3) Б.
А — определительное, Б — изъяснительное, В — обстоятельственное.
1). [Он верил в судьбу] (по какой причине?), (потому что надежды почти не осталось).
Придаточное обстоятельственное причины.
2). [В зелёных лугах течёт речка] (какая?), (что так дорога моему сердцу).
Придаточное определительное.
3). [Тренер знал] (что?), (как будут проходить соревнования).
Придаточное изъяснительное.
7. (4).
[Свистели со всех сторон бурундуки], роса до полудня не высыхала на бруснике, на мшистых валунах], и [цвел на этих камнях такой красный цветок], (4) (будто горели среди мха маленькие костры).
8. (4) и (5).
[Серая, застывшая по-осеннему, уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд], [кусты на берегу, (4) (откуда всю ночь стреляли пулеметы), (5) стояли затаённо, неподвижно].
9. 2).
2). [Швабрин признался, (что был кругом виноват), (!) и просил меня забыть о происшедшем].
Придаточное предложение, стоящее в сложноподчинённом предложении посередине главного, выделяется запятыми с обеих сторон.
10. 2 грамматические основы.
"Вода" -- подлежащее, "такая тихая" -- составное именное сказуемое.
"Кулик и отражение" -- однородные подлежащие, "были одинаковыми" -- составное именное сказуемое.
11.
Это мгновение, в течение которого Валя смотрела на паренька, решило дело в его пользу.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из главного и придаточного определительного, соединённых при помощи союзного слова "которого".
Это мгновение решило дело в его пользу.
Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, грамматическая основа: "мгновение решило", распространённое, не осложнено.
Что? мгновение -- подлежащее (существительное).
Мгновение что сделало? решило -- простое глагольное сказуемое (глагол).
Мгновение какое? это -- согласованное определение (указательное местоимение).
Решило что? дело -- дополнение (существительное).
Решило как? в его пользу -- обстоятельство образа действия (неделимое словосочетание из притяжательного местоимения и существительного с предлогом).
В течение которого Валя смотрела на паренька.
Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, грамматическая основа: "Валя смотрела", распространённое, не осложнено.
Кто? Валя -- подлежащее (существительное).
Валя что делала? смотрела -- простое глагольное сказуемое (глагол).
Смотрела на кого? на паренька -- дополнение (существительное).
[ ~~~ ----, (в течение которого ---- == - - -), == - - - -.-.- ].
Лень читать ставь на рандом