Срочно! Определить приёмы сжатия изложения по тексту
Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.
А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать – это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине – той тишине, что рождает самостоятельную мысль.
В данном тексте можно выделить несколько приёмов сжатия изложения:
1. Опущение подробностей: Исключение деталей и примеров, которые не являются ключевыми для основной идеи текста.
2. Обобщение: Замена нескольких конкретных мыслей одной общей.
3. Сокращение: Уменьшение объема текста за счет исключения повторяющихся или избыточных фраз.
4. Перефразирование: Переформулирование предложений для более краткого изложения той же идеи.
Пример сжатия текста:
Книга – важный элемент культуры, который нельзя заменить. Она позволяет читателю самостоятельно управлять процессом чтения. В отличие от книги, телевидение может стать проблемой, если отнимает у человека свободу, но также может быть полезным, показывая то, что невозможно увидеть иначе. Для внутренней свободы и образования необходима книга, так как она учит думать и анализировать, в отличие от телевизора, который предоставляет лишь визуальные и слуховые впечатления.