Совесть - данное человеку Богом второе «я» [греческое сюнейдесис, «совесть», «сознание»], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. Совесть человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установленный Богом порядок (Быт 3).
Совесть может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24).
Совесть может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6). И, наконец, совесть может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся совесть может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт 4:13);
Если человек совершил неправый поступок, то совесть «укоряет» (Иов 27:6), «беспокоит» (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; Евр 10:22) и не дарует ему непорочную совесть. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоятельно успокоить пробудившуюся совесть - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеческое сердце от «мертвых дел», от «порочной совести» (Евр 9:14; Евр 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную совесть (в ВЗ: «сердце»). Вначале совесть может быть «немощной» (1Кор 8:12), но «испрашивание у Бога доброй совести» (так в греч. тексте; в Синодальном переводе — «обещание Богу доброй совести» — 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может «осудить» ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1–5). Совесть не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как еврейским народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеческая совесть может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь «чистую совесть». Совесть, сердце могут ошибиться; Совесть и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь «проникает» в человеческое сердце (Иер 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры совести Обычно же совесть свидетельствует человеку «в Духе Святом» (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством совести, непорочной пред Богом (1Ин 3:21).
В Ветхом Завете нет отдельного слова, обозначающего понятие «совесть», в этом значении здесь употребляется слово «сердце». В соответствии с подобным словоупотреблением в 1Тим 1 говорится о любви «от чистого сердца и доброй совести».
Совесть — Библейская энциклопедия Брокгауза:
https://bible.by/lexicon/brockhaus/word/3830/
Alikhan ZhankinОракул (51428)
9 месяцев назад
"7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы СОВЕСТЬЮ, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши."
Евангелие от Иоанна, глава 8