Сравнительный анализ фрагментов из Гоголя и Парра
Что объединяет эти эпизоды?
Оба фрагмента описывают бытовые сцены, связанные с едой и создающие атмосферу домашнего уюта и тепла. В обоих случаях еда выступает не просто как средство утоления голода, а как ритуал, объединяющий героев, способ выражения заботы и любви. Оба эпизода несут в себе ностальгическую ноту, связанную с простыми радостями жизни.
Какую роль они играют в произведениях, с какими художественными смыслами связаны?
- У Гоголя: сцена еды у старосветских помещиков отражает их размеренный, патриархальный уклад жизни, замкнутый на себе. Постоянное поедание сладостей символизирует ограниченность их интересов, отсутствие динамики и развития. Этот эпизод усиливает впечатление о застывшем во времени мире старосветской усадьбы, где жизнь течет по установленному порядку. Здесь присутствует и легкая ирония автора над примитивностью их существования.
- У Парра: приготовление и поедание вафель – это акт преодоления горя, связанного со смертью бабы-тети. Совместное действие помогает героям справиться с потерей, восстановить эмоциональную связь. Вафли становятся символом возвращения к жизни, надежды на будущее. Сцена пронизана теплом, нежностью, детской непосредственностью.
Как построены описания, на что в них обращает внимание автор?
- Гоголь использует подробные перечисления блюд, создавая впечатление изобилия, но одновременно и однообразия. Он фиксирует мелкие детали поведения помещиков, их реплики, подчеркивая автоматизм их действий. Автор использует иронию, чтобы показать ограниченность их мира.
- Парр сосредоточен на эмоциональной стороне события. Он описывает атмосферу вечера, чувства героев, их взаимодействие. Детали (музыка с моря, отходящие от стен обои) помогают передать настроение сцены. Язык простой, доверительный, близкий к детскому восприятию.
Как приведенные описания соотносятся с происходящими событиями, как характеризуют героев?
- Сцена еды у Гоголя отражает общий характер жизни помещиков – монотонный, лишенный событий. Она подчеркивает их пассивность, бездеятельность, сосредоточенность на физиологических потребностях.
- У Парра приготовление вафель – это активное действие, направленное на преодоление трудной ситуации. Оно свидетельствует о душевной близости героев, их умении поддерживать друг друга.
Сравнение с другими произведениями:
- "Обломов" И.А. Гончарова: Сцены обедов у Обломова также отражают его образ жизни, пассивность и апатию.
- "Вишневый сад" А.П. Чехова: Еда в пьесе часто связана с воспоминаниями о прошлом, символизирует уходящий мир дворянских усадеб.
- «Детство» Л.Н. Толстого: Описание детских впечатлений, связанных с едой, передает непосредственность восприятия, радость от простых вещей.
Заметка о функциях подобных описаний:
Денис СкурлатовМыслитель (9520)
1 неделю назад
Описание бытовых сцен, связанных с едой, является важным художественным приемом, позволяющим автору создать определенную атмосферу, раскрыть характеры героев, отразить особенности их мира. Еда может выступать как символ традиций, семейных ценностей, эмоционального состояния персонажей. Подобные описания могут быть реалистичными, детализированными, как у Гоголя и Гончарова, или же более лиричными, эмоционально окрашенными, как у Парра и Толстого. В каждом случае они играют важную роль в создании художественного образа произведения.
геросв? Постарайтесь вспомнить фрагменты из других литературных произведений, которые по тем или иным основаниям интересно было бы еравнить с приведёнными. Укажите авторов и названия этих произведений. Напишите небольшую заметку, в которой будут охарактеризованы функции подобных описаний в разных литературных произведениях.
Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз с вареньем, желе, пастилою, деланными на меду, на сахаре и не помню еще на чем. Иногда Афаносий Иванович, ходя по комнате, стонал. Тогда Пульхерия Ивановна спрашивала: - Чего вы стонете, Афанасий Иванович?
- Бог его знает, Пульхерия Ивановна, так, как будто немного живот болит, - говорил
Афанасий Иванович. - А не лучше ли вам чего-нибудь съесть, Афанасий Иванович? Не знаю, будет ли оно хорошо, Пульхерия Ивановна! впрочем, чего ж бы такого съесть? Кислого молочка или жиденького узвару с сушеными грушами.
- Пожалуй, разве так только, попробовать, - говорил Афанасий Иванович. Сонная девка отправлялась рыться по шкапам, и Афанасий Иванович съедал тарелочку; после
чего он обыкновенно говорил:
- Теперь так как будто сделалось легче.
(Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»)
Я никогда не забуду, как мы с Леной пекли для деда вафли в Иванову ночь, пока на берегу фьорда настоящие жених и невеста играли свадьбу. Мы сидели напротив друг дружки по обе стороны стола и больше молчали. С моря доносилась музыка и радостный гул голосов. Я наливал тесто, Лена снимала готовые вафли.
Когда мы уже кончали печь, пришел дед. Он ужасно удивился, увидев нас. И еще больше - когда
понял, чем мы занимаемся.
Сюрприз! - завопила Лена так, что обои стали отходить от стен.
А потом мы ели вафли «вафельное сердце» в первый раз после смерти бабы-тети - дед, Лена и
я. Я совершенно уверен, что она смотрела на нас с неба и улыбалась. И дед тоже улыбался.
- Дружище Трилле и соседская кнопка, а, - ласково приговаривал он иногда и смешно качал
головой.
Съев семь больших вафель, дед заснул на стуле. Он привык ложиться рано. Мы с Леной укрыли его одеялом и ушли. Мы с ней залезли на тую. У воды все продолжался праздник. В свете белой ночи мы неясно
различали, что там происходит.
- Нувот, теперь утебя тоже есть папа, - сказал я Лене. - Да, черт побери, есть! - ответила Лена и запихнула в рот последнее вафельное сердце. А уменя есть лучший друг, подумал я с радостью. (М. Парр «Вафельное сердце», пер. О. Дробот)