Top.Mail.Ru
Ответы

Олимпиада по литературе помогите пожалуйста

Прочитайте два фрагмента и последовательно ответьте на вопросы: - что объединяет эти эпизоды? какую роль они играют в произведениях, с какими художественными смыслами связаны? - как построены описания, на что в них обращает внимание автор? - как приведенные описания соотносятся с происходящими событиями, как характеризуют
геросв? Постарайтесь вспомнить фрагменты из других литературных произведений, которые по тем или иным основаниям интересно было бы еравнить с приведёнными. Укажите авторов и названия этих произведений. Напишите небольшую заметку, в которой будут охарактеризованы функции подобных описаний в разных литературных произведениях.
Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз с вареньем, желе, пастилою, деланными на меду, на сахаре и не помню еще на чем. Иногда Афаносий Иванович, ходя по комнате, стонал. Тогда Пульхерия Ивановна спрашивала: - Чего вы стонете, Афанасий Иванович?
- Бог его знает, Пульхерия Ивановна, так, как будто немного живот болит, - говорил
Афанасий Иванович. - А не лучше ли вам чего-нибудь съесть, Афанасий Иванович? Не знаю, будет ли оно хорошо, Пульхерия Ивановна! впрочем, чего ж бы такого съесть? Кислого молочка или жиденького узвару с сушеными грушами.
- Пожалуй, разве так только, попробовать, - говорил Афанасий Иванович. Сонная девка отправлялась рыться по шкапам, и Афанасий Иванович съедал тарелочку; после
чего он обыкновенно говорил:
- Теперь так как будто сделалось легче.
(Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»)
Я никогда не забуду, как мы с Леной пекли для деда вафли в Иванову ночь, пока на берегу фьорда настоящие жених и невеста играли свадьбу. Мы сидели напротив друг дружки по обе стороны стола и больше молчали. С моря доносилась музыка и радостный гул голосов. Я наливал тесто, Лена снимала готовые вафли.
Когда мы уже кончали печь, пришел дед. Он ужасно удивился, увидев нас. И еще больше - когда
понял, чем мы занимаемся.
Сюрприз! - завопила Лена так, что обои стали отходить от стен.
А потом мы ели вафли «вафельное сердце» в первый раз после смерти бабы-тети - дед, Лена и
я. Я совершенно уверен, что она смотрела на нас с неба и улыбалась. И дед тоже улыбался.
- Дружище Трилле и соседская кнопка, а, - ласково приговаривал он иногда и смешно качал
головой.
Съев семь больших вафель, дед заснул на стуле. Он привык ложиться рано. Мы с Леной укрыли его одеялом и ушли. Мы с ней залезли на тую. У воды все продолжался праздник. В свете белой ночи мы неясно
различали, что там происходит.
- Нувот, теперь утебя тоже есть папа, - сказал я Лене. - Да, черт побери, есть! - ответила Лена и запихнула в рот последнее вафельное сердце. А уменя есть лучший друг, подумал я с радостью. (М. Парр «Вафельное сердце», пер. О. Дробот)

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Мудрец
7мес

Сравнительный анализ фрагментов из Гоголя и Парра

Что объединяет эти эпизоды?

Оба фрагмента описывают бытовые сцены, связанные с едой и создающие атмосферу домашнего уюта и тепла. В обоих случаях еда выступает не просто как средство утоления голода, а как ритуал, объединяющий героев, способ выражения заботы и любви. Оба эпизода несут в себе ностальгическую ноту, связанную с простыми радостями жизни.

Какую роль они играют в произведениях, с какими художественными смыслами связаны?

  • У Гоголя: сцена еды у старосветских помещиков отражает их размеренный, патриархальный уклад жизни, замкнутый на себе. Постоянное поедание сладостей символизирует ограниченность их интересов, отсутствие динамики и развития. Этот эпизод усиливает впечатление о застывшем во времени мире старосветской усадьбы, где жизнь течет по установленному порядку. Здесь присутствует и легкая ирония автора над примитивностью их существования.

  • У Парра: приготовление и поедание вафель – это акт преодоления горя, связанного со смертью бабы-тети. Совместное действие помогает героям справиться с потерей, восстановить эмоциональную связь. Вафли становятся символом возвращения к жизни, надежды на будущее. Сцена пронизана теплом, нежностью, детской непосредственностью.


Как построены описания, на что в них обращает внимание автор?

  • Гоголь использует подробные перечисления блюд, создавая впечатление изобилия, но одновременно и однообразия. Он фиксирует мелкие детали поведения помещиков, их реплики, подчеркивая автоматизм их действий. Автор использует иронию, чтобы показать ограниченность их мира.

  • Парр сосредоточен на эмоциональной стороне события. Он описывает атмосферу вечера, чувства героев, их взаимодействие. Детали (музыка с моря, отходящие от стен обои) помогают передать настроение сцены. Язык простой, доверительный, близкий к детскому восприятию.


Как приведенные описания соотносятся с происходящими событиями, как характеризуют героев?

  • Сцена еды у Гоголя отражает общий характер жизни помещиков – монотонный, лишенный событий. Она подчеркивает их пассивность, бездеятельность, сосредоточенность на физиологических потребностях.

  • У Парра приготовление вафель – это активное действие, направленное на преодоление трудной ситуации. Оно свидетельствует о душевной близости героев, их умении поддерживать друг друга.


Сравнение с другими произведениями:

  • "Обломов" И.А. Гончарова: Сцены обедов у Обломова также отражают его образ жизни, пассивность и апатию.

  • "Вишневый сад" А.П. Чехова: Еда в пьесе часто связана с воспоминаниями о прошлом, символизирует уходящий мир дворянских усадеб.

  • «Детство» Л.Н. Толстого: Описание детских впечатлений, связанных с едой, передает непосредственность восприятия, радость от простых вещей.


Заметка о функциях подобных описаний: