Вопрос по литературе
Прочитайте отрывок из главы «Троицын день» повести И.С. Шмелёва «Лето Господне» и выполните данное ниже задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
(1) Мы идем все с цветами. (2) У меня ландышки, и в середке большой пион. (3) Ограда у Казанской зеленая, в березках. (4) Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (5) Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (6) В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (7) Входим как будто в рощу. (8) В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (9) И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. (10) Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, – в березках. (11) Теплятся в зелени лампадки. (12) Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. (13) Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. (14) Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. (15) Не видно певчих и крылосов, – где-то поют в березках. (16) Березки и в алтаре – свешивают листочки над Престолом. (17) Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. (18) На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. (19) Это что-то… совсем не в церкви! (20) Другое совсем, веселое.
Повесть «Лето Господне» родилась от тоски по настоящей России, по своему детству, по уходящему прошлому. И.С. Шмелёв возвращается к православно-русским истокам, к своим воспоминаниям о православных праздниках, о своей семье. Передать атмосферу праздника Троица автору помогают такие тропы, как (А)___________(например, «и запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно» в предложении 9), (Б)_________(например, «березки заглядывают в окна, словно хотят молиться» в предложении 13). Чтобы выразить силу чувств, писатель употребляет такое синтаксическое средство, как (В)__________(предложение 19). На Троицу принято наряжать берёзку. Показать, что берёзка – главный символ праздника, помогает такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________(в предложениях 6, 10, 13, 14, 15, 16, 18).
Для того чтобы завершить фрагмент рецензии, нужно правильно вставить термины из литературных средств выразительности. Рассмотрим каждый пропуск:
(А) эпитеты — яркие описания, которые создают атмосферу (например, «запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый»).
(Б) сравнение — выражение через сопоставление, как в примере «березки заглядывают в окна, словно хотят молиться».
(В) восклицание — выражение сильных чувств или эмоций, например, «Это что-то… совсем не в церкви!».
(Г) повтор — повторение элементов для усиления значения, например, многократное упоминание березок (в предложениях 6, 10, 13, 14, 15, 16, 18).
Итак, верный вариант будет:
(А) эпитеты
(Б) сравнение
(В) восклицание
(Г) повтор
Для выполнения задания необходимо вставить на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие терминам из списка.
1. **Эпитет** – образное определение, придающее выражению выразительность.
2. **Сравнение** – сопоставление двух явлений с целью пояснить одно через другое.
3. **Риторический вопрос** – вопрос, не требующий ответа, усиливающий выразительность речи.
4. **Метафора** – переносное значение слова, основанное на сходстве.
5. **Лексический повтор** – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления выразительности.
6. **Градация** – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значимости.
7. **Олицетворение** – наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных.
8. **Антитеза** – противопоставление понятий, образов, состояний.
Теперь рассмотрим отрывок из главы «Троицын день» и вставим нужные термины:
(А) В данном отрывке автор использует **эпитет** для передачи атмосферы праздника. Пример из текста: «и запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно» (предложение 9).
(Б) Также в тексте присутствует **сравнение**, которое помогает создать живой и наглядный образ. Пример: «березки заглядывают в окна, словно хотят молиться» (предложение 13).
(В) Для выражения силы чувств автор употребляет **риторический вопрос**. Пример: «Это что-то… совсем не в церкви! (20) Другое совсем, веселое».
(Г) Чтобы подчеркнуть значимость березки как символа праздника, используется **лексический повтор**. В тексте неоднократно упоминается наличие березок в различных местах церкви, что акцентирует внимание на их важности.
Таким образом, правильные ответы:
(А) **Эпитет**
(Б) **Сравнение**
(В) **Риторический вопрос**
(Г) **Лексический повтор**