Денис Скурлатов
Мудрец
(11652)
1 неделю назад
Фрагменты, принадлежащие "автору-повествователю" (странствующему офицеру):
Предисловие к роману (первое, не предисловие к журналу Печорина).
"Бэла": Он является основным рассказчиком, записывающим историю Максима Максимыча и свои впечатления от путешествия и встречи с ним.
"Максим Максимыч": Здесь он напрямую описывает свою вторую встречу со штабс-капитаном и краткую, но важную встречу с самим Печориным, а также получение его записок.
Предисловие к "Журналу Печорина": Он объясняет, как получил тетради Печорина и почему решил их опубликовать после его смерти.
Почему Лермонтов отстраняется от повествования, используя рассказчиков:
Лермонтов делает это по нескольким взаимосвязанным причинам:
Создание объективности и многогранности образа: Показывая Печорина с разных точек зрения (глазами простодушного Максима Максимыча, любопытного, но отстраненного автора-повествователя и, наконец, через самоанализ в дневнике), Лермонтов создает объемный, сложный и противоречивый портрет. Читатель видит не только поступки, но и рефлексию героя, а также то, как его воспринимают другие.
Углубление психологизма: "Журнал Печорина" позволяет проникнуть во внутренний мир героя, понять (или попытаться понять) мотивы его поступков, его цинизм, скуку, рефлексию, чего невозможно было бы достичь при повествовании от одного лица, особенно отстраненного. Это был новаторский шаг к психологическому реализму.
Подчеркивание загадочности героя: Смена рассказчиков и нехронологический порядок представления частей романа делают Печорина еще большей загадкой. Читатель вынужден сам собирать образ героя, как мозаику, что делает процесс чтения более активным и интригующим. Автор-повествователь сам называет Печорина "загадкой".
Исследование темы "героя времени": Название романа указывает на типичность, собирательность образа Печорина. Лермонтов не просто рассказывает историю одного человека, он исследует портрет поколения. Дистанцирование автора позволяет представить Печорина как объект исследования, "болезнь" эпохи, которую нужно диагностировать. Это позволяет Лермонтову избежать прямого морализаторства (хотя в предисловии ко второму изданию он высказывается довольно прямо), предоставляя читателю самому судить героя и время.
Формальный эксперимент: Лермонтов экспериментирует с формой романа, отходя от традиционных линейных повествований. Структура "Героя нашего времени" была очень необычной для русской литературы того периода.
Таким образом, отстраняясь за фигуры рассказчиков, Лермонтов достигает большей психологической глубины, объективности в изображении сложного героя и ставит перед читателем задачу самостоятельного осмысления как личности Печорина, так и той эпохи, которая его породила.
Николай Амшаров
Ученик
(244)
5 дней назад
Михаил Юрьевич Лермонтов Русский поэт, прозаик, драматург, художник, поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Поэт владел четырьмя языками, играл на семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано, увлекался живописью и даже техникой рукоделия. А байка про шотландские корни долго ходила по миру, но при анализе ДНК выяснилось, что шотландские Лермонтовы не имеют ничего общего с поэтом. Если интересно узнать больше об этом великом поэту, оставлю ссылку на подробную статью про него
https://vistat.org/objects/mihail-jurevich-lermontov-5a5 