Для душ умерших родных хорошо или плохо, если по ним часто плачут ?
В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
(Прем. 3, 2-4).
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
(1 Фес. 4, 13-14)
Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский (†891)
Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастьем, если муж отходит с ней в дальнюю сторону с там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к Себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!
Но, скажешь, я оплакиваю не его, а себя? И это несвойственно любящему – желать, чтобы он еще сетовал о тебе и подвергался неизвестности будущего, тогда как ему следует быть увенчанному и идти к пристанищу, или чтобы он обуревался волнами, тогда как ему можно быть в пристани.. . Впрочем, если он умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил еще зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями.
Святитель Иоанн Златоуст (†407)
...О чем безутешно плакать о разлуке с родными, когда и все мы здесь не вечны? Пройдет несколько лет, а может быть даже несколько месяцев или даже несколько дней, и нас Господь позовет туда же, куда и их позвал. И тогда-то ничто уже нас не разлучит с ними, тогда-то вечно с ними будем мы.. . А велики ли наши годы в сравнении с вечностью? О, пред нею и тысяча наших лет, как день один!... Это общая доля для каждого - для бедных и богатых, для знатных и незнатных. Вы плачете о своих, другие плачут о своих. Вам тяжело и им нелегко. Не преувеличивайте же в ваших мыслях и словах вашего несчастья и не забывайтесь в вашем горе до дерзкого ропота на свою судьбу и на Бога.. .
Надо помнить, что все эти потери составляют для нас крест, который только тогда для нас может быть полезен и спасителен, когда мы несем его безропотно. В самом деле, слезами не возвратить того, что взято, а между тем, что пользы от наших слез для нас самих?. . Приятны ли наши слезы Богу? Скажите, нравятся ли отцу или матери вопли дитяти, когда они отнимают у него то, что следует отнять, а оно, не понимая и не желая даже понять того, что эта вещь, отнятая у него, не только не годится, но даже может быть вредна для него, и не слушая ни убеждений, ни угроз, продолжает горько плакать и кричать? Такое дитя сами они называют капризным и своенравным, которому, потому, не только не возвращают того, что служит предметом его слез, но часто отказывают ему за то и в тех удовольствиях, которые позволили бы ему, если бы оно было во всем послушно им и покорно.. .
Надо, наконец, помнить, что все наши усопшие пролагают для нас, живых, путь туда, куда идти страшно для всех, и что Сам Бог, отнимая у нас любезных для нашего сердца, заблаговременно приготовляет нас к тому, чтобы мы не слишком были привязаны к земной нашей жизни, чтобы не думали всегда о земле, а подумали иногда и о небе.
Епископ Гермоген (Добронравин) . (XIX век) .
Я не то хочу сказать: не допускай скорби, потому что это не в нашей власти, а то: не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809)
Долго плакать по ним - плохо и для тех, кто почил, и для тех, кто остался.. . Они отошли ко Господу, а мы лишь сокрушаемся в своём эгоизме, что здесь их больше не увидим. На всё воля Божья.. .
Молиться за них ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно! Души умерших за себя уже отмолить ничего не могут, а можем мы - те, кто остался, помнит и любит их.. . Их участь этим облегчаем.
Плохо. Душам усопших и так нелегко, особенно в первые 40 дней (когда решается участь). Желательно в эти 40 дней заказывать панихиды, поминовение на Псалтири, сорокоусты. Да и дома молиться.
Плачь для них не так важен, как добрая память живых.
Поминки в православие
Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки – в день похорон. Вторые поминки на 9 дней. И третьи поминки на 40 дней.
Традиция проведения поминок уходит корнями в далекое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но не стоит думать, что поминки это просто еда. Это особый ритуал. Цель которого – помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах…
Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об успокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено глубоким сакральным смыслом. Все имеет особое значение. Поэтому не удивительно, что и меню такой трапезы не обычно. Вот примерный план проведения поминальной трапезы.
Перед тем, как сесть за стол, необходимо прочесть молитву «Отче наш» . В идеале лучше совершить литию или прочесть 90-й псалом. На протяжении всего застолья следует вспоминать усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, веселые песни, воспоминания о неправедных поступках усопшего лица и прочие разговоры, непристойные на таком мероприятии.
Важно помнить, что первым блюдом на поминальном столе является кутая (кутья, коливо) . Это каша из риса или пшеницы (зерна должны быть целыми) , заправленная мёдом и изюмом. Настоящая кутая должна быть освящена во время панихиды, или, в крайнем случае, окроплена святой водой. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Это блюдо символизирует вечную жизнь. По Библейским законам зерно, из которого варится кутая, должно напомнить, что человек, как зерно, прорастет (то есть возродится) во Христе. В христианстве нет понятия реинкарнации. Здесь имеется ввиду, что Господь дарит человеку вечную жизнь.
Часто считается, что чем больше еды на столе, тем лучше поминки. Это заблуждение. На самом деле пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок. Особенно важно помнить об этом, если поминки выпали на дни поста. В данном случае любое чревоугодие недопустимо вдвойне. Еще раз повторим: еда лишь символ. В традиции поминок важно, в первую очередь, то, что люди, собравшись вместе, вспоминают умершего.
Следует так же знать некоторые особенности проведения этой церемонии поминок. Если день поминок пришелся на будний день Великого поста истинно верующие и соблюдающие пост люди переносят поминки на субботу или воскресенье, так как в этот период пост максимально строг. На поминках принято, чтоб мужчины были с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами. Это так же является данью уважения усопшему.
На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как по традиции поминальная трапеза в этот день проводится сразу после похорон. На 9 дней принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. А на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.
очень плохо, люди живущие не отпускают умерших из этого мира