Президент
Высший разум
(1723769)
14 лет назад
АПРИОРИ (лат. a priori — из предыдущего) , философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума) . Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori — из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение "7 + 5 = 12" универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным. Мы видим, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Ни одна из характерных черт априорного знания не присуща знанию, получаемому из чувственного опыта. Например, знание о том, что снег бел, не является неким прозрением, благодаря которому мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что у этого правила не существует исключений. Логики эмпиристского направления, такие, как Дж. С. Милль, пытались "развенчать" априорное знание, сводя логическую необходимость к укоренившейся привычке: два атрибута появляются вместе настолько регулярно, что в нашем сознании между идеями того и другого атрибута образуется устойчивая ассоциация. Логические позитивисты признавали существование априорного знания, однако полагали, что оно есть всего лишь обнаружение того, что уже заложено в смысле терминов ("12" — всего лишь иная формулировка "7 + 5"), и в нем не содержится никакого нового знания. В дальнейшем развитии "лингвистической философии" областью априорных, доопытных форм стали считаться правила употребления языка вообще. Что касается рационалистов, то они считали априорное постижение формой познания наиболее глубокой и достоверной. Особую позицию занимал И. Кант, считавший априорные формы чувственности и рассудка условиями достоверного знания
Сергей Ж
Просветленный
(21057)
14 лет назад
Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего» ) — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание) . Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание) . В современной философии априори (как и апостериори) считается видом дескриптивного знания.
Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл. Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие (синоним — прилагательное «априорный») , и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода (синоним: «знание априори» , «априорное знание») . Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «первоначально» («заранее») ; «бездоказательно» ; «умозрительно» ; «предварительно».