Боянская церковь – часть мирового культурного наследия, памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи, известна как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства.
Поэтому решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.
Церковь стоит у подножья горы Витоша, в пригороде Софии, который когда-то был селом Боян. По названию села получила свое имя и церковь, первоначально же она была храмом святых Николая и Пантелеймона. Она состоит из трех разновременных построек. Первую датируют XI веком, следующую – XIII, а последнее крыло было достроено в XIX веке.
Первая постройка – самая маленькая, она однокупольная, ее поперечный свод поддерживают встроенные крестообразные опоры. Второе строение примыкает к западной стороне первого, оно двухэтажное. На первом этаже располагается усыпальница Калояна и его жены Десиславы, а на втором – семейная часовня. Снаружи церковь украшена керамикой. Пристроенная позднее всего часть – самая западная – не представляет особой художественной ценности.
А вот в первых двух можно увидеть около 240 изображений. Фрески и росписи выполнены в разное время, часть из них относится к XI-XII векам, они находятся в восточной постройке и част из них находится под слоем более поздних произведений, которые выполнены в 1259 году.
Именно фрески прославили Боянскую церковь. Изображения выполнены неизвестным художником (или художниками) , которые принадлежали к Турновской школе живописи. Все фигуры выполнены в соответствии с каноном, который был установлен Седьмым Вселенским собором в 787 году.
На фресках и росписях можно увидеть фигуру Христа, Богородицы с архангелами, четырех евангелистов, святых, а также сцены на библейские сцены, раскрывающие значение основных церковных праздников. На стенах церкви нашла отражение жизнь святого Николая – 18 сцен из его жизни украшают притвор второй церкви. Есть здесь и портрет Калояна с его женой. Калоян изображен как темноволосый человек в короне, который держит на руке церковь и смиренно преподносит ее Богу. Все изображения полны глубины, одухотворенности, но при этом выглядят очень реалистично.
Обнаружены в Боянской церкви и более поздние работы: Представление Девы Марии (XIV век) , портрет святого Николая (XVI-XVII века) , Представление святого Николая и Пантелеймона (XIX век) .