Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Вопрос о "пользе" уроков литературы в школах.

et recte Мастер (1287), закрыт 13 лет назад
В чем же польза от уроков литературы в наших общеобразовательных учреждениях?
Я оной не вижу вовсе (если не считать за пользу заучивание биографий наших бессмертных классиков). Я не против литературы как таковой, мне не понятна сама манера преподавания этого предмета, та манера которая делает из детей существ ленивых и недумающих. А именно – идет вдалбливание престарелых догм-истин, которые уже никакие не истины, а иные «каноны» даже противоречат моральному облику самого вдалбливающего. Если естественные науки должны обладать некой долей консерватизма, то цели у литературы всегда творческие.
Что было бы, напиши я в свое время, что Катерина вовсе не луч света в темном царстве, а больная неврастенией женщина, жертва собственной глупости и наивности; и что Толстой немного приврал, идеализируя облик «доблестного» Кутузова, при этом выставляя Наполеона мелким и ничтожным; и что те заключенные, с которыми беседовал Достоевский были на порядок выше его самого.
Пока дети боятся собственного мнения, пока не умеют это мнение конструктивно обосновывать будущего у этой страны нет. В общем-то, мы воспитываем рабское племя. Кого еще может воспитать раб?
Любопытно было бы увидеть мнение учителей литературы, если такие тут вообще есть..
Лучший ответ
Ella Kuznetsova Высший разум (116752) 13 лет назад
"Не те учителя Вам попались ...Хотя может быть Вы не в ту эпоху учились? "
Это очень верно, но в любую эпоху талантливые и смелые учителя - в меньшинстве. А нужна именно смелость, чтобы отступить от программ и методических указаний и учить детей просто внимательно читать и вырабатывать самостоятельное мнение. Школьные программы на это не нацеливают абсолютно.
Особенно сейчас, когда в интернете можно найти готовый ответ и даже готовое сочинение, дети привыкают этим пользоваться, и большинство учителей с этим не борются.
Учителя скованы программой, требованиями успеваемости, проверками методистов, - ничто не меняется десятилетиями. Да и кадры учительские небогаты талантами, действительно, кто идет в учителя? Те самые ученики, вчера искавшие готовых ответов.
НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, отмены уроков литературы в школе приведет к полному отмиранию чтения. Даже потенциальные читатели (дети со склонностью к этому) будут слишком заняты другими предметами и не получат самой элементарной информации о ХОРОШЕЙ литературе.
OxxxyУченик (226) 7 лет назад
Ваша Литра мешает мне учится.
Остальные ответы
disgp Мастер (1322) 13 лет назад
Я думаю так же как и истории - понят ошибки прошлого и не совершать в насояшем
Nurzhan Turdaliev Оракул (57693) 13 лет назад
Ну если так думать то придется все гуманитарные предметы в школе по закрывать. А литература? это мышление.
et recteМастер (1287) 13 лет назад
Ничего подобного. история та же строится в основном на фактах, если их не сфальсифицируют поюбедители. А вот с лит-рой прокольчик-с....там все держится на столпах чьего-то не всегда аргумментированного мнения.
Ella KuznetsovaВысший разум (116752) 13 лет назад
Школьгная "литература" отнюдь не развивает мышление. Огромная часть здешних вопросов: где найти сочинение? - ГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ!
Евгения Акимова Знаток (251) 13 лет назад
Хм.. . Моя учительница литературы наоборот воспитывала нас в духе свободной мысли и собственное мнение в сочинении - было самым главным. :) Не те учителя Вам попались ...Хотя может быть Вы не в ту эпоху учились? Но во все времена находились учителя, несмотря на строй способные донести детям живую мысль, заключённую в произведении и способные развить собственный индивидуальный способ мышления у человека (ребенка).. . Для этого и нужна литература.
et recteМастер (1287) 13 лет назад
Вам очень повезло.
Евгения Акимова Знаток (251) Да, на самом деле таких настоящих учителей очень много. Просто не всем везёт к ним попасть. Вот и формируется искажённое представление о предмете и его пользе... К великому сожалению.
Ella KuznetsovaВысший разум (116752) 13 лет назад
Я была увлеченной читательницей с детства. Но ни разу за школьные годы мне не досталась хорошая учительница именно по литературе.
Евгения Акимова Знаток (251) Я тоже с 3х лет читаю :)) Мне попадались в жизни (вместе с институтом) 4 преподавателя по литературе, и все 4 были просто бесподобными! Это наверное коиу как везет с этим предметом.
Элина М. Мыслитель (8708) 13 лет назад
о как вы правы! стоит ещё добавить, что если учителя хотят, чтобы ребёнок в дальнейшем перечитал и осознал какое-то произведение, то совсем не нужно ему рассказывать и тем более объяснять весь сюжет! потому что потом дети, рассматривая произведение лишь как источник информации, причём не для размышлений, а 'чтобы было', придерживаются мнения 'я уже знаю, про что это, зачем читать? ' обидно было лишь в институте учиться не бояться выразить своё мнение и поддержать беседу с преподавателем, а не отчитаться - 'ага, я всё уяснил и встал в строй таких же не умеющих рассуждать твердолобов'. преподаватели, в отличие от школьных учителей, уважают отличные от стандартных измышления и никаких лишних комментариев к произведениям не дают. к тому же - вот парадокс! - в институте оказывается, что не все произведения имеет смысл читать в столь юном возрасте. а в школе почему-то об этом не знают
Galina Polyakova Просветленный (42920) 13 лет назад
Я не очень люблю нашу школьную систему как таковую. Но должна за нее в какой-то мере заступиться. Роль школы, все же, в первую очередь не воспитание, а обучение. Воспитывает семья. Школа пытается дать основы умений и знаний. На уроках литературы предполагается привить начатки анализа. Задумано хорошо, но получается коряво вследствие отсутствия кадров. А кадры не идут, ибо статус учителя нулевой, в зарплата и того ниже. В роли школьного учителя английской и американской литературы продержалась полтора года.
BEGEMOT ПАЖ Просветленный (32931) 13 лет назад
Вот чтобы обосновывать конструктивно свое мнение, детям и надо научиться это мнение доступно выражать. или им так и оставаться в рамках говноящика и "панятий"?
Тишина....Ночь... Мудрец (10612) 13 лет назад
во первых вы похоже совсем не знаете состояние школы в данный момент, что от учителей только требуют и требуют. требуют они и от детей. Литературу надо знать ОБЯЗАТЕЛЬНО. она учит жизни учит стать человеком, дает опыт ( и совсем не причем что время другое, люди всегда одни и те же) Столько разных жизненных ситуаций, героев, это художественная литература, но основана то она на реальности. Каждый уважающий себя человек должен знать историю и литературу. А учителя бывают разные. кто не любит свой предмет, тот и преподает соответствующе, монотонно, неинтересно. Но учитель, который пытается донести детям законы морали, нравственности, человечности, всегда ли он оценивается по заслугам? Учителям в современной школе оч трудно, всякие ЕГЭ, проверки, и дети которые еще не хотят ничего знать.
Источник: Как учитель литературы: русской и зарубежной.
Amnesia Оракул (88415) 13 лет назад
Учитель - это призвание и талант. Нельзя требовать от всех учителей таланта. Тем более творческого подхода. В гимназиях царской России учили только вдалбливанием. ТОЛЬКО. И ничего, как-то справлялись и даже создали великую русскую культуру и литературу. И свободы-то никакой не было, и мнения не поддерживались оригинальные... Рабыня воспитала Пушкина. Будущего у такой страны нет, это точно. Да и у какой есть?. .
Польза от уроков литературы похожа на пользу от рекламы. Информация направлена вроде ко всем, но воспринимают её полностью только те, кому она действительно нужна. У меня был обыкновенный учитель литературы (но заслуженный и признанный), который научил меня работать с конспектами и дополнительным материалом и хороший учитель истории, который научил меня задавать себе вопросы искать на них логические ответы. У меня бы хороший учитель математики, который возился со мной после уроков, и укорял меня за то, что я отрываю её время от истинно нуждающихся в помощи бедных детей, не имеющих возможности нанять репетитора, и не имеющих папу-репетитора. Литература есть везде, в любом школьном предмете. Её задача не научить творчеству и не научить мыслить. Её задача - сделать из ребёнка человека. Хьюман... Пусть даже и раба, но чувствующего и умеющего сочувствовать другим.
Abrakadabra Оракул (89504) 13 лет назад
Если рассказать детям о том, что Катерина была неврастеничкой, а Каренина наркоманкой, то это ведь тоже останется в их памяти как догма. Пусть уж лучше побудет энное время "лучом света", а то негоже молодняк сразу лишать всех иллюзий, разбирать все по винтикам с известной долей цинизма взрослого человека, который живет во время, где катеринам уже можно иными способами решать свои личные проблемы.
Школа предлагает некую универсальную выжимку всего и отовсюду. Да, конвейер, да, мало учителей поощряют именно собственные мысли, а не переписывание замшелых восторгов Белинского. Но рациональное зерно в этом такое - люди хотя бы вырастают со знанием того, что вот-де есть Достоевский, Толстой, Тургенев и т. д. Написали они то-то и то-то. У кого есть желание - перечитает и составит свое мнение, отличное от школьных истин. А у кого нет - тому и этого достаточно. Тот, кто читает много хороших книг, все равно будет иметь свое представление обо всем. Так что литература в школе - это, наверное, трамплин.. . куда-то. Кто куда, короче, долетит.
Похожие вопросы