"Эпохи классики и модерна отделяются в музыке, наверное, как нигде более четко: они обозначены именами и гармониями Баха и Шенберга.
Классическая музыкальная вселенная центрирована. Это "аристотелевский" космос, где различаются верх и низ, где Бог (или человек) – в центре, а все остальное – сферами, концентрически. Этот центр и точка опоры, конечно, – тоника, от которой все исходит и к которой все возвращается.
В физике от такой вселенной давно отказались. Центр – везде (любая инерциальная система) , сфера – скорее всего, нигде. Пространство – анизотропно. Это мир обесчеловеченный и к человеку равнодушный. Священный ужас от такой бессмысленно-бесконечной и везде одинаковой вселенной выразил Паскаль.
Физически человек живет именно в этом, физическом, мире. Нравственно и эстетически – вряд ли. Он живет на Земле. Но "атональщики" решили привести музыкальный мир в соответствие с равноправием всех систем отсчета. Ни одна нота ничем не лучше другой: все должно быть ценностно однородно, анизотропно, "либерально" и строго политкорректно, никаких преимуществ за каким угодно звуком и созвучием.
Конечно, додекафония может называться "гармонией" лишь условно.
Дисгармония, приведенная в последовательную систему, не становится от этого гармонией. Конечно, в додекафонии невозможна и мелодия. Ведь далеко не любая последовательность звуков может так называться.
Почему и зачем Шенберг и его единомышленники все это сделали – вопрос риторический. Они просто музыкально выразили бессмысленность дегуманизированного мира, которая "носилась в воздухе" этого мира.
А мир додекафонический – пустое пространство, где есть некая чисто условная математическая "метрика" – и все. В таком мире хорошо сходить с ума, а жить – попробуйте.
И дело не в том, что эта музыка "сложна" – обычный аргумент "продвинутых" музыкантов и теоретиков верен лишь отчасти. Моцарт бывает ничуть не проще. А если учесть, что в "классике" имеется дополнительная (по отношению к атональности) координата, то понятно, что атональная музыка в целом устроена как раз проще классической. Она именно более отвлеченная, элементарная, абстрактная, безжизненная. Впрочем, все главное сказано в "Докторе Фаустусе".
http://www.youtube.com/watch?v=dJzwlkeXXoI&feature=fvst http://www.youtube.com/watch?v=FPXO3RXsbXY http://www.youtube.com/watch?v=RQI-2IrB1-w&feature=results_main&playnext=1&list=PL3393A8DC9A81D7E5
Рвется грудь моя тоскою, \ И в страданиях немых\ Поэтической слезою\ Тихо катится мой стих. Петр Ершов 1838 ДВЕ МУЗЫ