Ironie
Высший разум
(262611)
12 лет назад
Картина называется не баян, а "Баян" художника В. М. Васнецова! Это имя!
И Баян - главный персонаж картины!
Баян – «вещий» , он потомок языческого бога Велеса.
Картина "Баян" (1910) также посвящена фольклорно-исторической теме. Ввиду того, что эта работа стала завершающей в столь успешном для художника цикле картин, о ней известно незаслуженно мало.
Картина создана по мотивам "Слова о полку Игореве", повествующего о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году.
Седовласый старик справа – это Баян, певец-сказитель.
Он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей и песней, и неподражаемой манерой рассказчика. Васнецов изобразил певца Земли Русской в тунике и лаптях, подчеркнув тем самым его связь с простым народом.
Natalya Selitcheva
Мудрец
(14155)
12 лет назад
Боя́н (Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец» , персонаж Слова о полку Игореве.
Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) и Ярослав Мудрый (ум. 1054), а также внук второго из них Роман Святославич (ум. 1079), — и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101, в 1068 захватывал Киев) . Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый) , выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет.
По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы. Автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути. Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.
Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска
Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, «мысию» , белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками) , его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места) ; некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» (символическое изображение «сиротства» земли без князя) .
Автор картины - Виктор Михайлович Васнецов.