Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

каково было влияние христианства на древнерусскую культуру

Асиф Знаток (327), закрыт 7 лет назад
Лучший ответ
Астрея Высший разум (1767135) 7 лет назад
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Митрополит Иларион, автор "Слова о законе и благодати" расценил этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших "народу надежду… жизни вечной". 1 Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

открылись новые возможности для торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли на контакт не с прежними "варварами" или "скифами", а с единоверцами;

церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

Началось активное строительство храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире - более 30. Культурными центрами христианской Руси становились монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье.

До монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

http://studopedia.ru/1_12286_prinyatie-hristianstva-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkoy-k
Остальные ответы
Жавохир Хадыходжаев Знаток (283) 8 лет назад
Человек в Христианском МИРЕ обладал даром свободы.
С принятие в 988-989 гг. ХРИСТИАНСТВА --на Руси было вполне естественным
и закономерным процессом.

Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности Церковь ПОКРОВА на НЕРЛИ, величественный Собор Софии в Киеве.
Появление всех этих памятников связано с принятием ПРАВОСЛАВИЯ.

Вместе с христианской ВЕРОЙ - из Византии и Болгарии на Русь пришли ИСКУССТВО каменной архитектуры и иконописи, применялась резьба по камню и дереву.

Книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь):
«Палеи» (книги, толковавшие текст Священного Писания);
«Торжественники» (толкования текста ПИСАНИЯ, приуроченные к ХРИСТИАНСКИМ праздникам);

Богослужебная литература - многочисленные «Часословы», «Требники»).
Из церковных книг ДРЕВНЕрусские люди узнавали о новых нормах морали и нравственности, получали исторические и географические сведения, информацию о живой и неживой природе (книги «Физиолог», «Шестоднев»).

Творения «отцов церкви» - Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и др. органически влились
в русскую духовную культуру.

Древнерусские люди (даже самые богатые и знатные) были довольно скромны
в быту. Неприхотливы были их жилища, пища, которую они употребляли, проста одежда.
Местом красоты был храм -- именно там, среди прекрасных икон и фресок, находила приют и успокоение душа человека.

ДревнеРУССКОМУ государству требовалось много грамотных людей - для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли.
Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу
о создании школ.
Первые учебные заведения возникли при Владимире I Крестителе.
Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Ярослав Мудрый, сын Владимира, также приказал учить 300 детей.
По мнению некоторых современных исследователей, это вполне могли быть школы высшего типа -- своего рода университеты.

В них получали знания по богословию, риторике, грамматике.
Все больше и больше становилось на Руси людей, «насытившихся сладости книжной».

Например, в Древнем Новгороде, как можно предположить исходя из анализа берестяных грамот, читать и писать умело почти все взрослое население.

Древнерусские люди, усвоившие учение Иоанна Дамаскина, считали, чти человек состоит
из двух субстанций -- души и тела. Соответственно, у него есть два ряда органов чувств чувства телесные («слуги») и чувства духовные:
есть «телесные» очи и «духовные» («умные»);
«телесные» уши и «духовные».
«Умные» очи устремлены к небесам («к горе»),
телесные -- «вперены в землю».
Подлинный, духовный МИР человек может увидеть только «умными» очами, а раскрыть
их могут книги.
Поэтому именно книги и находились в центре древнеРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ .

ХРИСТИАНСТВО -- не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества.

С ПРАВОСЛАВИЕМ - на Русь пришло искусство красноречия.
Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего.
Церковное проповедничество -- устное и письменное -- было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

В Русской церкви в Богослужении и МОЛИТВОсловии используется церковно славянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751г.
Похожие вопросы